Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
В пятницу, 21 мая, в Санкт-Петербурге на заседании высшего органа Таможенного союза премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана должны будут принять решения по основным параметрам межправительственных соглашений и ряду статей общего Таможенного кодекса. Подписание этих документов позволит Таможенному союзу трех стран стать реальностью.
Договор о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства был подписан Белоруссией, Казахстаном, Россией, Киргизией и Таджикистаном 26 февраля 1999 года. Цель создания союза - интеграция экономик и расширение сотрудничества этих государств. Но лишь первые три страны оказались готовы к относительно быстрой интеграции. По документам Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года, хотя фактически единой таможенной территорией они станут лишь с 1 июля текущего года, когда - после подписания в эту пятницу - начнет действовать общий Таможенный кодекс.
Смысл и суть союза в том, что таможенный контроль товаров, предназначенных для России, Белоруссии и Казахстана, будет осуществляться на внешних границах стран таможенного союза.
Для того, чтобы вся система заработала, помимо введения общего Таможенного кодекса еще необходимо подписать около двух десятков международных договоров и ввести в действие с 2012 года единые технические регламенты, унифицировать принципы санитарного и ветеринарного контроля.
В кодексе прописаны единый порядок таможенного контроля, процедуры «растаможки», права и обязанности сотрудников таможни и граждан. На практике вступление в силу нового документа приведет к тому, что в отношении товаров из других стран будут применяться одинаковые меры таможенно-тарифного (например, размер пошлины) и нетарифного (например, запрет на ввоз или квоты) регулирования. Во взаимной торговле между государствами таможенного союза не будут применяться ввозные пошлины, запреты и ограничения, ставка НДС и размер акцизов будут нулевые, а таможенное законодательство будет унифицировано.
Пошлины «русифицируют»
При введении единого таможенного тарифа импортные пошлины в России изменятся незначительно. Примерно по 80% товарных позиций (из 9,3 тысяч, применяемых в России) ставки останутся прежними. Предполагается, что единый тариф сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, хотя действующие пошлины на эти товары в Казахстане и Белоруссии ниже российских.
Примерно 350 таможенных пошлин, применяемых сейчас в России, будут повышены в среднем на 5%. Вырастут пошлины на импорт отдельных видов мяса и колбасы, мясных консервов. Рост импортных пошлин в любой стране таможенного союза почти гарантированно приведет к некоторому повышению цен на эти товары.
На полторы тысячи ввозимых в Россию товаров в процессе унификации ставок пошлины будут понижены на 5%. Это фармацевтические субстанции, ряд товаров бытовой техники, звукозаписывающей аппаратуры, медицинского оборудования.
Снизится адвалорная ставка (в процентах от стоимости) на ввозимую в Россию одежду, но одновременно вырастет специфическая составляющая (фиксированная в валюте), что, по мнению правительства, позволит защитить российскую легкую промышленность от дешевого китайского и турецкого импорта. В результате дешевая одежда немного подорожает, а одежда средней стоимости и выше подешевеет. Таким образом, выгода от унификации тарифа для каждой страны будет своя - некоторые товары подорожают, а другие должны подешеветь.
Ожидаются и глобальные выгоды для стран в рамках таможенного союза. Смягчение таможенной политики должно привести к росту экономик всех трех государств. «Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана — более чем в 16 млрд долларов», — говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках. «Совокупные резервы нефти трех наших стран — 90 млрд баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов», — считает он. Кроме того, на Россию, Белоруссию и Казахстан приходится 17% мирового экспорта пшеницы. Спикер российской Госдумы Борис Грызлов заметил, что создание Таможенного союза может принести экономикам стран-участниц по 15% ВВП к 2015 году.
Что изменится для граждан?
Как создание таможенного союза повлияет на жизнь граждан этих государств? Во многом это будет зависеть от формулировок в документах, которые пока проходят стадию межправительственного согласования. Как рассказал начальник главного управления организации таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов, на границе граждане государств таможенного союза должны будут проходить таможенные и паспортные процедуры в обычном режиме.
Но что такое обычный режим? Поскольку Россия и Белоруссия являются союзным государством, то жителям этих стран при пересечении границ друг друга вообще не требуется проходить паспортный и таможенный контроль. При пересечении же границы Казахстана россиянами и белорусами нужно будут пройти паспортный контроль и (выборочно) таможенный контроль. Жестко будут контролировать - даже внутри таможенного союза - перемещение товаров так называемого двойного назначения, то есть радиационных материалов, опасных веществ, оружия.
Готовится к подписанию договор об унификации принципов уголовной и административной ответственности в таможенной сфере. Это значит, что за совершение «таможенного» правонарушения штрафы и (если правонарушение является уголовным преступлением) тюремные сроки будут одинаковыми на территории России, Белоруссии и Казахстана. В документе будут прописаны обязательства по обмену преступниками: например, россиянина, совершившего таможенное преступление на территории любой страны союза, накажут в России. Также таможенники будут обмениваться материалами дел и вещественными доказательствами.
По всей видимости, тарифные изменения на ввоз автомобилей коснутся не только тех граждан, которые лишь планируют импортировать машину, но и покупателей подержанных автомобилей, уже бегающих по дорогам стран таможенного союза. С 1 января 2010 года в России, Белоруссии и Казахстане действуют единые таможенные ставки при ввозе автомобилей юрлицами. Для машин, ввозимых в эти государства физлицами для личного пользования, ставки отличаются, причем в Белоруссии они ощутимо ниже: от 0,35 до 0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя против российских 2,5-5,8 евро за пятилетнее авто. К примеру, растаможка Audi A6 2003 года выпуска с двигателем 3 л обходится в Белоруссии в 1800 евро против 12 тысяч евро в России, подсчитала газета «Ведомости».
Это может привести к тому, что белорусы будут ввозить в свою страну импортные автомобили по действующим в стране пониженным пошлинам, а потом перепродавать их в России. И получать дополнительные прибыли от продажи своих авто в Россию и Казахстан за счет разницы в пошлинах. По данным ГТК Белоруссии, в первом квартале 2010 года физлицами было ввезено почти вдвое больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года: 43,7 тысяч против 22 тысяч.
Пока страны не могут договориться о едином размере автопошлины: каждая настаивает на распространении своих ставок на все государства союза. В частности, российские дилеры и чиновники опасаются, что с появлением единого таможенного пространства в страну хлынут дешевые старые иномарки из Белоруссии. Потому, как рассказал Дмитрий Некрасов, ФТС предлагает применять временный режим ввоза иномарок, импортированных в Белоруссию, до 1 июля 2010 года. То есть платить за ввоз такого авто из Белоруссии в Россию не придется, но при его продаже в России владелец должен будет заплатить разницу в таможенных платежах. Сейчас это предложение обсуждается правительством РФ. И если оно будет принято, то у россиян не будет шанса сэкономить при покупке машины у белорусского продавца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции