МОСКВА, 21 мая - РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект об обязательной дегазации угольных шахт, направленный на повышение взрывобезопасности на шахтах при добыче угля подземным способом.
Проблемы угольной отрасли, особенно вопросы обеспечения безопасности добычи, широко обсуждаются обществом и властями после аварии на шахте "Распадская" в ночь на 9 мая, унесшей жизни более 60 человек.
Изменения предлагается внести в законы "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и "О недрах".
Согласно тексту документа, под понятием "дегазация" понимается совокупность технических решений, направленных на извлечение и улавливание метана, выделяющегося из различных источников, с изолированным отводом его на поверхность или в горные выработки, в которых возможно разбавление метана до допустимых концентраций.
Это определение корреспондируется с определением в действующих методических рекомендациях о порядке дегазации угольных шахт.
В законопроекте отмечается, что для уменьшения содержания взрывоопасных газов в шахтной атмосфере должны проводиться вентиляция шахт и специальные мероприятия по дегазации, в том числе предварительная дегазация перед проведением подготовительных и очистных работ.
Условия проведения дегазации угольных шахт с учетом предельно допустимых норм газоносности угольных пластов и норм концентрации взрывоопасных газов устанавливаются уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере промышленной безопасности.
В ночь на 9 мая произошли взрывы на крупнейшей в России угольной шахте "Распадская" в Кузбассе. Два взрыва произошли с интервалом в четыре часа, повторный взрыв был значительно сильнее. По последним данным, число погибших составляет 66 человек, все они подняты на поверхность и опознаны. Судьба 24 человек по-прежнему неизвестна. Спасательную операцию на шахте приходилось прерывать из-за сильной загазованности и угрозы новых взрывов.
"Трагедия на шахте "Распадская" потрясла всю страну. Причины аварии должны быть, безусловно, тщательно проанализированы с тем, чтобы сделать необходимые выводы и принять меры для повышения безопасности шахтерского труда", - отметил в ходе обсуждения документа спикер Госдумы Борис Грызлов.
По его словам, эти меры будут комплексными, в том числе связанными с изменением действующего законодательства.
Говоря о принятом законопроекте, Грызлов уточнил, что речь идет о закреплении на уровне федерального закона и подзаконных актов новых требований к работодателям, дополнительных норм и гарантий в части повышения безопасности при организации горных работ по добыче угля.
"Мы считаем, что экономить на безопасности людей недопустимо. Также недопустимо ставить работников в такие условия, когда ради заработка они вынуждены рисковать своей жизнью", - подчеркнул председатель палаты.
В свою очередь один из разработчиков законопроекта, сенатор от Кузбасса, бывший горный инженер Сергей Шатиров заявил РИА Новости, что, где бы ни происходили катастрофы на шахтах - на любом континенте, в любой стране - везде главный враг горняков - газ метан.
"У подземного мира свои повадки, и люди там - нежданные гости. Поэтому человеку важно выработать свои правила, чтобы сократить риски и обеспечить себе безопасность под землей. Ведь не будет метана - не будет взрывов", - сказал Шатиров.
По его словам, в законодательстве сегодня существует лазейка, позволяющая собственникам не проводить дегазацию, ограничиваться вентилированием выработок.
"Законопроект (принятый в Госдуме в первом чтении) устраняет двойственность в этом вопросе, устанавливает порог опасности, с которого дегазация обязательна", - сообщил сенатор.
"При этом собственники должны понимать, что, получая участки недр, где находятся угольные пласты с повышенным содержанием метана, они должны нести затраты на дегазацию. Для этого мы вносим новый пункт в федеральный закон "О недрах", обязывающий фиксировать в лицензионных соглашениях проведение предварительной дегазации на особо опасных угольных пластах до начала угледобычи", - сказал Шатиров.