Рейтинг@Mail.ru
Масскульту объявлена война. До победного конца - РИА Новости, 21.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Масскульту объявлена война. До победного конца

Читать ria.ru в
Дзен
Автор «Утомленных солнцем 2», кажется не на шутку обиделся на народ. Сначала на ту часть его, что составляет кинокритическое сообщество. В каком-то интервью режиссер обмолвился в том смысле, что в гробу он видел всю кинокритику, что ее суждения могут представлять только узко медицинский интерес.

Блог автора

Автор «Утомленных солнцем 2», кажется не на шутку обиделся на народ. Сначала на ту часть его, что составляет кинокритическое сообщество. В каком-то интервью режиссер обмолвился в том смысле, что в гробу он видел всю кинокритику, что ее суждения могут представлять только узко медицинский интерес.

Критики, стало быть, больные люди. И что они могут понять в здоровом, высоко духовном произведении киноискусства…

Затем ему пришлось выразить вотум недоверия тем участникам войны, что не восприняли фильм. Они слишком старые люди. Им тоже не дано.

Когда же фильм провалился и в прокате, то появились претензии уже и ко всем прочим слоям народонаселения, которые не доросли, не дозрели, чтобы осмыслить всю глубину замысла. Чтобы насладиться эстетической формой его воплощения.

Если не дай бог, и в Канне картина не удостоится главной награды, то у автора появятся все основания потерять веру и в человечество.

Сталин однажды в ответ на жалобы того, кто присматривал за писателями, что вот, они не справляются со своими задачами, бросил: «Других писателей для тебя у меня нэт».

Теперь все гораздо безысходнее, и вождь мог бы сказать: «Другого народа для Михалкова нэт».

Впрочем, ситуация не так безнадежна, как сегодня кажется и Михалкову, и многим другим мастерам культуры. Хотя и в самом деле драматична.

О драматизме ее со всей определенностью высказался на днях бдительный политолог Виталий Третьяков.

«Образно говоря, - сообщил он, - все мы живем в океане массовой культуры, среди которого разбросаны, как крепости-утесы, форпосты настоящего искусства и высокой культуры».

Дальше: рассуждения о смахивающей на диктатуру монополии масскульта на сердца и мысли всего народонаселения.
Еще дальше – открытие: «…Нынешняя так называемая элита, задающая образцы и стиль массового вкуса, сама является продуктом общества массового производства и потребления».

Кто виноват, понятно. Что будем делать?

Будем воевать, хотя «оборонный потенциал» высокой культуры и настоящего искусства невелик.

Хотя, на мой взгляд, встать на пути у массовой культуры можно с таким же успехом, как воспрепятствовать восходу или закату солнца.
Но: «На войне, - считает Третьяков,- как на войне. Если университеты, в которых единственное спасение человечества как сообщества людей культуры и морали, находятся в осаде и в обороне, то рано или поздно они обязаны перейти к стратегическому наступлению на всех фронтах».

Интересно предложение, адресованное «форпостам культуры»: «вести за своими стенами интеллектуальную подрывную работу».
Кроме «подрывной работы», необходимо, считает господин Третьяков, повести решительное информационное наступление на порядки армии масскульта.

«Университеты, - сообщает главнокомандующий Высокой Культуры, - должны разбить врага на его собственной территории, то есть в эфире».

И это не все. Самое главное, что «должны сделать университеты (форпосты – Ю.Б.), готовясь к решительному стратегическому наступлению против тоталитаризма массовой культуры, невежества научного и эстетического, - объединиться в организацию, ставящую своей целью постоянно обращать внимание общества на те проблемы, которые этим обществом или властью опасно и постоянно игнорируются».

Как все было грозно поначалу. Такая устрашающая милитаристская риторика: «оборонный потенциал», «стратегическое наступление», «разбить врага»… И такой тихий вывод: объединиться в организацию, которая бы обращала бы внимание…

Как сказано у Салтыкова-Щедрина: «Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!»

***
Насчет борьбы с эстетическим невежеством автор попал в точку, то есть в себя.

Не объединяясь ни в какую организацию, лично я хотел бы обратить внимание общества, что проблема противостояния высокого и низкого в культуре столь же древняя, как и сама культура. Она столь же и вечнозеленая, как сама культура. Более того, хорошо бы понять высококультурным людям, что противоречие между полюсами – движущее. В том смысле, что оно двигает и развивает культуру. 
Еще в доантичные времена Аристотелем была выстроена жанровая вертикаль. Гомеровские поэмы считались высоким искусством, а драматические опыты Эсхила, Софокла и Еврипида ставились на ступеньку ниже. Потому хотя бы, что они  адресовались более простонародной публике.

Древние считали, что эпос, предназначается «для благородной публики, не нуждающейся в жестикуляции, а трагическое искусство - для черни».

Далее, само драматическое искусство расслаивается на более высокие (трагедия) и более низкие (комедия) жанровые образования.
Комедия как низкий жанр,  по Аристотелю, уже отличается от трагедии (более высокого жанра) не только адресатом, но еще и предметом.
Следовательно, изображение «худших людей» для невзыскательной публики («черни») – вот, что такое низкий жанр с точки зрения автора «Поэтики». С нашей, сегодняшней точки зрения – «масскульт».

Задним умом можно определить еще один фундаментальный фактор художественного неравенства жанров в античной культуре. Высокие – более эвристичны, низкие – неизбежно вторичны.

Разве сегодня не так обстоит дело?

Культура Возрождения резко встряхнула жанровую иерархию. Изображение «худших людей» проникает в высокую трагедию. Более того, изображение бытовой реальности, частной жизни, случайных обстоятельств, всего того, что считалось несущественным в ту пору, постепенно становится вполне достойным предметом рефлексии для большого поэта. Шекспировский театр – самое наглядное следствие эстетического переворота. Также как и Сервантес, и, может быть, в самой большей степени – Франсуа Рабле.

Сервантес тем исключителен, что подарил миру совершенно новое жанровое образование – трагифарс. «Дон Кихот» -  трагифарсовый роман, что было не сразу понято и оценено.

Не сразу была осознана мировоззренческая универсальность смеховой культуры карнавала, коей пронизано сочинение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Об этом подробно сказано Михаилом Бахтиным в монографии «Творчество Франсуа Рабле»). Современники писателя, зачитываясь и восхищаясь им, оставляли его за порогом «высокой литературы».

В конце концов, как сказано у Бахтина, под действием значительных «социальных, политических и общеидеологических изменений и сдвигов отдифференцировался и сузился круг читателей и оценщиков большой официальной литературы». Следствием этого процесса «иерархия жанров… стала действительной регулирующей и определяющей силой».

Укреплению жанровой вертикали поспособствовала теория  классицизма. Вместе с тем, неколебимость жанровой иерархии всегда подвергалась сомнению и «наверху» и «внизу».

Любопытно в этом отношении признание Монтеня: «Я лично для себя люблю только книги занимательные и легкие, которые меня забавляют, или такие, какие меня утешают и советуют, как мне устроить мою жизнь и мою смерть».

Значит, смеем мы предположить: жанровая иерархия, жанровая сегрегация, требование чистоты жанра связаны не только с разделением публики на благородную и плебейскую, но и с душевно-духовным состоянием отдельного человека.

Противостояние «верхов» и «низов» в жанровой организации художественной действительности – такая же природная данность, как и их неудержимая склонность к смешению. Это извечный процесс. Он знает множество эксцессов.

…В ХVIII веке, когда все еще не так было безнадежно скверно с культурой, известный драматург Карло Гоцци обиделся на своего современника и коллегу Гольдони, а также на весь цивилизованный мир и позволил себе резкие выпады по поводу морального разложения окружавшей его среды – заразы эгоизма, страсти к денежной наживе, распада института семьи, разврата в интимных отношениях, упадка великих традиций, культа наслаждения и сладострастия,  французской экспансии вредных идей скептицизма и материализма.

Ситуация, если верить Гоцци, тоже была, хуже некуда. Но никто тогда не объявлял войну масскульту. Как-то обошлось без истерик.
Как обошлось? Об этом в следующей колонке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала