Стоило ровно неделю назад вспомнить об арт-группе «Война», как она тут же объявилась с очередной акцией. Даже не совсем с акцией, а так – с тренировочным выходом на улицы, пробой грунта. Но уже эта тренировка всполошила сеть, и, зная «Войну», надо думать, что грядущий «боевой» перформанс, как всегда, опрокинет все «топы» и рейтинги.
А дело было так. Два дня назад активист «Войны» Леня (кроме имени, у него имеется эффектный непечатный псевдоним) с синим ведром на голове прогуливался по проезжей части Комсомольского проспекта. Через какое-то время его задержали милиционеры, сняли с головы всю тару (под большим синим ведром оказалось еще одно, поменьше, а под тем – самое маленькое) и, по-видимому, отправили в участок. На этом репетиция будущего проекта закончилась, так что у нас еще есть немного времени морально подготовиться к новой «Войне».
Акции с участием синих ведер – главный флешмоб последнего времени. Началось все с одного, так и не прославившегося автомобилиста, который придумал закрепить синее пластиковое ведро на крыше своей машины. Похоже на мигалку, смешно, совершенно законно и очевидно бросает вызов обладателям настоящих маячков. Так этот автолюбитель ездил чуть ли не годами, пока идею не подхватил известный журналист и издатель Сергей Пархоменко. Тут и началось: массовые воскресные автопробеги машин с синими ведрами, скромные выезды «синих ведерок» в будни, даже пеший поход от Арбата к Баррикадной улице с ведрами на голове.
Поначалу гаишники были в ступоре: действительно, автомобили с синими ведерками на крыше не нарушают ни одного правила движения. Их останавливали, проверяли документы, наличие аптечки и огнетушителя – искали хоть какой-нибудь повод убрать с крыши ведро. И первое время им приходилось нехотя отпускать синеведерочников ни с чем. Но очень быстро был придуман гениальный в своей простоте ход. Автомобилистов стали задерживать без всякой причины!
Формально – за неподчинение требованиям сотрудника органов. То же и с пешей прогулкой – пешеходов задержали за несанкционированный митинг, который был митингом в той же степени, что и любая туристическая экскурсия или, например, традиционная встреча «готов» у памятника Грибоедову.
Я так подробно напоминаю об истории синих ведер для того, чтобы мы все понимали, откуда взялась акция «Войны». Еще раз повторю: разгуливающий по встречке Леня – это только репетиция. Есть все основания думать, что сам перформанс будет похлеще и автопробегов, и митингов, и всех теле- и радиодискуссий вместе взятых. Потому что «Война», как правило, появляется со своими провокациями в тот момент, когда все остальные формы реакции на проблему исчерпаны – и каждый раз устраивает страшный скандал. Это воины заварили железными щитами дорогой ресторан «Опричник», это они устроили оргию в Тимирязевском музее, они осуществили «захват» отделения милиции в поселке Болшево, они устроили концерт на судебном заседании по делу Ерофеева. Чтобы вы не подумали, что это просто какие-то хулиганы и ненормальные, вот, например слова авторитетного арт-менеджера Марата Гельмана: «Мне нравится то, что делает группа Война. Да, я согласен что они разрушают художественный контекст, но как-то надо этот контекст отодрать от гламура. Без разрушений не получается. Мне кажется, "раны", нанесенные Войной - не смертельные. Быстро заживут».
Если мы согласились с тем, что акции «Войны» - это такая форма художественного самовыражения, неотделимого сейчас от социального контекста, то надо отдать должное творческой смелости воинов. «Защищая» посетителей «Опричника» от простого люда, художники по-настоящему рисковали получить от братков, охраняющих заведение, куском стальной арматуры. Провоцируя милицию, художники, естественно, подвергали себя еще большей угрозе. Выходя на проезжую часть с ведром на голове (а оно здорово ограничивает поле зрения), акционист мог быть сбит или покалечен проезжающим автомобилем. Но это риск не ради риска. Конечно, эффектность перформанса важна для его автора - и в этом смысле «Война» сейчас впереди всех. Но подвергая себя и окружающих опасности, воины, как и следует современным художникам, в игровой форме выявляют истинную угрозу, которая исходит от нашей повседневности.
Бандиты-рестораторы, чиновники с мигалками, сбивающие насмерть людей, милиционеры-оборотни – вся эта жуть из 1990-х никуда не делась, а только прихорошилась и незаметно существует среди нас. Об этом говорят журналисты, кричат правозащитники, спорят политики. Естественно, актуальные художники тоже не останутся стоять в сторонке – такое уж это современное искусство.
Здесь, правда, есть парадокс. «Война», «Овощи.net» и даже рядовые уличные художники, расклеивающие по городу шаржи на московского градоначальника с подписью «У меня отменный аппетит!», согласно кодексам – все нарушители закона. Но, с другой стороны, художники же не сами по себе такие преступные (я не говорю сейчас про случай Трушевского), это всего лишь та реакция, которую они считают наиболее адекватной на наш с вами общий быт. Радикализм нашей действительности и невозможность законными методами повлиять на нее, по-моему, естественно порождают радикальные художественные формы.
Другое дело, что «Война», в отличие от более сдержанных «Овощей», радикализируя повседневность, не оставляет права невольным участникам ее акций оставаться в стороне. В конце концов, простому водителю, не разбирающемуся в современном арте и его благородных задачах, одинаково неприятно было бы столкнуться с автомобилем какого-нибудь большого начальника или сбить ненормального с ведром на голове. Поэтому всем кто за рулем – на всякий случай: в ближайшее время будьте внимательнее. Любителям искусства и «чего погорячее» - тот же совет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции