МОСКВА, 19 мая - РИА Новости. Московское управление Федеральной антимонопольной службы РФ усмотрело в действиях нескольких российских туроператоров, в том числе "Астравел" и "Асент трэвел", нарушение Федерального закона "О рекламе". По словам сообщившего об этом РИА Новости заместителя руководителя столичного УФАС Александра Тархова, 18 мая 2010 года ведомство вынесло соответствующее решение в отношении туроператора "Астравел".
Комиссия антимонопольного органа обнаружила в действиях компании факт нарушения части 7.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку стоимостные показатели товаров (в данном случае туров за границу) были указаны в иностранной валюте. Туроператору было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, попутно было возбуждено дело об административном правонарушении.
"В данном случае исполнением предписания будут являться следующие действия компании: либо опубликование указанных цен в рублях, либо же публикация данных стоимостных показателей в иностранной валюте с обязательной ссылкой на рубли", - пояснил Тархов.
Со своей стороны генеральный директор туроператора "Астравел" Валерий Лошиц сообщил РИА Новости, что размещенная на сайте информация предлагалась исключительно юридическим лицам, то есть "определенному кругу лиц", что не вступает в противоречие с положениями федерального закона о рекламе, трактующего рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из этого он сделал вывод, что компания не нарушала законодательства.
Тем не менее в ближайшем будущем туроператор планирует внести коррективы в размещенную на сайте информацию. "В ближайшие планы "Астравел" входит оформление сайта таким образом, чтоб информация о стоимости услуг, даже адресованная определённому кругу лиц (нашим контрагентам), отражалась одновременно и в рублях, и в валюте", - заявил Лошиц.
19 мая состоялась встреча представителей столичного УФАС с представителями "Асент трэвел". По словам ее гендиректора Игоря Козлова, юристы компании решили ознакомиться с материалами дела. "Нас насторожило требование УФАС предоставить проверяющим коммерческую информацию, не имеющую отношения к делу. Кроме того, нас заинтересовали первопричины, по которым руководство РООСЗППТ "Клуб защиты прав туриста" обратилось в УФАС по Москве", - пояснил он РИА Новости, добавив, что сотрудники ведомства согласились предоставить исчерпывающую информацию по делу. Очередная встреча представителей туроператора и антимонопольщиков состоится 29 мая.
В свою очередь один из руководителей РООСЗППТ "Клуб защиты прав туриста" Федор Коробков заявил агентству о том, что их организация в данном случае работает бескорыстно. "Мы внимательно изучаем деятельность туроператоров, и если видим нарушения действующего законодательства, то немедленно сообщаем в контролирующие органы", - отметил он. Впрочем, в других случаях юристы клуба оказывают платные услуги туристам, которые считают себя пострадавшими от деятельности тех или иных фирм.
Ранее на сайте столичного управления ФАС была размещена информация, что по инициативе РООСЗППТ "Клуб защиты прав туриста" аналогичные дела возбуждены против туроператоров "Параисоль", "Библио Трэвел" и "Эс Ай Турс энд Трэвел".
Георгий Мохов, руководитель юридической компании "Персона грата", специализирующейся на разрешении судебных споров в туротрасли, прокомментировал затронувшее компанию "Астравел" решение столичного УФАС:
- Практика по подобным правонарушениям уже сформировалась, антимонопольные органы неоднократно предъявляли требования к туристическим компаниям - как к туроператорам, так и турагентам - об устранении нарушений законодательства о рекламе. Проблема данной ситуации заключается в том, что туристический бизнес ориентируется на исходные цены туруслуг в валюте, которые предоставляют зарубежные партнеры. Соответственно перевод текущих цен в рубли весьма хлопотное мероприятие, особенно когда применяется несколько разных онлайн-систем, а цены поступают из разных источников.
Как правило, цены в валюте, указанные на сайте туроператоров, предназначены для профессионального туристического рынка - турагентам проще работать с валютной ценой, чем с постоянно плавающим рублевым эквивалентом. Соответственно, для конечного потребителя - туриста - цена формируется уже в рублях и указывается в договоре. К сожалению, отечественное законодательство о рекламе не предусматривает таких нюансов.
При проведении проверок антимонопольный орган исходит из того, что любой размещенный в Интернете сайт является публичной информацией, предназначенной для неограниченного круга лиц, то есть рекламой. Следовательно, содержание прайс-листов так же публично, как и любая другая информация, которая должна содержать указание стоимостных показателей в рублях. Разграничения между рекламой для частных лиц и рекламой для юридических лиц закон не предусматривает. Закон о рекламе допускает дополнительное указание цены в иностранной валюте в случае необходимости, но степень этой "дополнительности" в законе не раскрыта.
Самый популярный способ решения этой проблемы - установление автоматического конвертера, позволяющего перевести цены из одной валюты в другую. При этом первичные цифры, указанные на сайте, должны быть в рублях, а далее их можно перевести в валюту. Другой способ - создание закрытого доступа к ценовым предложениям для партнеров, то есть ограничение лиц, имеющих доступ к информации. Иногда профессиональные ценовые предложения размещаются на сайтах, расположенных в зоне .com, с зарубежным хостингом, то есть в иной юрисдикции, не подпадающей под действие российского законодательства.
Статья 14.3 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, изменена 31 марта 2010 года. Размер минимального штрафа увеличен с 40 тысяч до 100 тысяч рублей для юридических лиц. Максимальная сумма штрафа - полмиллиона рублей. Таким образом, потери турфирмы могут быть весьма значительными, оспаривать такой штраф в суде будет сложно, вероятнее всего, избежать ответственности компании не смогут. В результате они выполнят предписания антимонопольного органа и предпримут необходимые меры по устранению нарушения закона о рекламе.
Серьезного ущемления прав потребителей в данной ситуации я не вижу. Потребитель в итоге получает цену в рублях, исходя из установленного расчетного курса, как правило, он соответствует курсу ЦБ РФ. Рублевая цена может измениться, все понимают, как плавает курс обмена валюты, и эти риски потребитель должен осознавать, приобретая услуги, оказываемые за рубежом. Тем более что российские туристы, выезжающие на отдых за границу, привыкли ориентироваться в валютных ценах, никто не оперирует рублевой ценой, например, на отель в Лондоне. Законодателям и правоприменителям необходимо учитывать специфику международного туристического бизнеса, а обществам защиты потребителей можно было бы направить энергию в более рациональное русло.