Рейтинг@Mail.ru
Григорий Марченко: рост кредитов на 10% в год нормален для экономики - РИА Новости, 20.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Григорий Марченко: рост кредитов на 10% в год нормален для экономики

© РИА Новости . Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкПредседатель Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко
Председатель Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко
Читать ria.ru в
Дзен

Председатель Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко в интервью РИА Новости рассказал о ситуации в экономике, планах по стимулированию кредитов реальному сектору и о намерении наказать банки, привлекающие депозиты населения по завышенным ставкам, исключением из Фонда гарантирования депозитов. Текст Анны Граник.

- Григорий Александрович, как Вы оцениваете текущую ситуацию в экономике Казахстана?

- Рост ВВП составил в прошлом году 1,2% - это выше, чем мы прогнозировали, и, конечно, это радует. Основной рост, как я и говорил, дало сельское хозяйство. На 2010 год у нас прогноз был в 2%, но мы его делали исходя из среднегодовой цены на нефть в 60 долларов за баррель. Естественно, если средняя цена будет выше 80 долларов за баррель, то уровень роста ВВП будет больше. Мы пока прогноз не пересматриваем, но по итогам первого полугодия мы можем это сделать. Возможно, свой прогноз пересмотрит и правительство, хотя они это делают независимо от нас. В целом сейчас ряд международных институтов, рейтинговых агентств и аналитиков все изменяют прогноз: кто-то дает 3%, кто-то - 3,5%, другие – 4%. Но лучше к этой теме вернуться в начале августа.

- В прошлый раз Вы говорили, что все с нетерпением ждут 5 февраля - дня, с которого начнет действовать новый коридор для тенге, объявленный в конце декабря. Что в итоге произошло?

- Мы говорили, что ничего катастрофичного не будет. Очень много было спекуляций, причем разнонаправленных, одни утверждали, что все равно они (Нацбанк – прим.ред.) сделают курс на уровне 180 тенге за доллар, а другие, напротив, что 120 тенге за доллар. Мы предлагали этим товарищам просто друг с другом заключать сделки. С 5 февраля у нас действует ассиметричный коридор при середине в 150 тенге за доллар - 10%  (до 165 тенге) для ослабления курса и 15% (127,5 тенге) для его укрепления. Но мы неоднократно говорили, что резкого укрепления тенге мы допускать не хотим. Люди все время смотрят на номинальный курс и не понимают того, что в Казахстане уровень инфляции выше, чем в Европе или США. Поэтому если говорить о реальном курсе в паре тенге/доллар, то при нашей инфляции 7%, а в США – 2% реальный курс будет стабильным при девальвации в 5%. Когда мы имели укрепление реального курса на 3%, максимум был 151 тенге за доллар, а сейчас 146,5 тенге за доллар, и понятно, что это номинальное укрепление 3 %, а реальное – 8%. Сопротивляться движению в сторону укрепления мы будем больше, чем при ослаблении. Понятно, что при таких ценах приток валюты на рынок достаточно большой, и поэтому с середины ноября до конца апреля мы купили более 9 миллиардов долларов для предотвращения более быстрого укрепления тенге. Из них свыше 5 миллиардов долларов было куплено уже в этом году.

- Наблюдается ли сейчас приток капитала в Казахстан? Каковы ожидания по году?

- Кризис кризисом, но, как ни странно, по притоку прямых иностранных инвестиций рекордным был 2008 год – свыше 14 миллиардов долларов, а на втором месте 2009 год – порядка 12 миллиардов долларов нетто-приток прямых иностранных инвестиций.

- В прошлый раз Вы говорили, что готовы разделить учет спекулятивного и долгосрочного капитала внутри резервов. Будет ли это проведено в жизнь?

- Технически мы к этому готовы. Мы сейчас видим примерно 400-500 миллионов долларов, которые инвестированы в краткосрочные инструменты, то есть, как такового серьезного притока спекулятивного капитала пока нет, поэтому и смысла бороться тоже нет. Когда объемы начнут расти, мы это увидим, тогда и будем принимать меры. Мы же не можем вводить налоги или беспроцентные депозиты, как в других странах в отсутствие притока. Мы бы приветствовали приток среднесрочного капитала, если бы иностранные финансовые институты открывали двух-трехлетние депозиты в наших банках или покупали тенговые облигации банков – это, безусловно, было бы позитивно. Всем нужно среднесрочное фондирование в тенге, краткосрочная ликвидность большая и даже избыточная. Отчасти еще оказывает влияние ожидание инвесторами завершения процесса  реструктуризации внешнего долга банков.

- Как идет процесс его реструктуризации и погашения?

- У нас внешний долг банковского сектора на пике составлял 46,5 миллиардов долларов, или 50% ВВП. На начало 2010 года было уже 28 миллиардов долларов, на 1 апреля – 25 миллиардов долларов. Причиной снижения стало завершение переговоров Альянс-банка и списание кредиторами 3 миллиардов долларов. Всего в результате реструктуризации внешнего долга трех банков: БТА банка, Темир-банка и Альянс-банка мы ожидаем списания примерно 10,5 миллиардов долларов. Тогда после завершения этого процесса валовый долг банковского сектора сократится примерно до 15% ВВП.

- К 1 июля?

- У Альянс-банка все завершено и подписано, Темир-банка провел переговоры и сейчас собирает подписи кредиторов, на это уйдет 1,5-2 месяца. По БТА к 1 июля процесс еще не будет завершен: сейчас два документа подписаны с комитетом кредиторов, необходимо получить согласие держателей облигаций и иных кредиторов: по разным инструментам нужно согласие либо 2/3 или 75%. Мы предполагаем, что все согласия будут даны в мае, подписание документов занимает еще два месяца, то есть до 1 июля успеть очень сложно. Официально им дали срок до 1 сентября, поэтому с точки зрения квартальной статистики, эти изменения будут реально отражены 1 октября. Но в любом случае, мы считаем, что когда этот процесс завершится, тема внешнего долга банковского сектора Казахстана будет, в основном, закрыта. Это большое достижение – сокращение внешнего долга банковского сектора с 50% ВВП до менее 15% ВВП за три года. Причем, две трети из этой суммы будут погашены банками, а треть – списана.

- Если отвлечься от вопроса внешнего долга, то как Вы оцениваете в целом ситуацию в банковском секторе Казахстана?

- Сейчас очень важно оценить реализацию двух программ, которые мы обсуждали в прошлый раз. Теперь они уже приобрели конкретное очертание: первая предполагает субсидирование процентной ставки, вторая предусматривает гарантии Фонда развития малого и среднего предпринимательства на 50% основного долга по кредитам, выдаваемым малому и среднему бизнесу. В части субсидирования договорились так: банк выдает кредит под 12% годовых заемщику - корпоративному клиенту, из которых 7%, что соответствует ставки рефинансирования и уровню инфляции, платит сам клиент, а оставшиеся 5% - субсидируются государством. На эти цели в 2010 году выделено порядка 100 миллионов долларов, в перспективе эта сумма может быть увеличена. Мы надеемся, что она поспособствует активизации кредитной деятельности. У нас свободная ликвидность банков большая, и свои средства они держат на корсчетах и депозитах с доходностью 0,5-1% годовых, а также в виде инвестиций в ноты Нацбанка с доходность от 1,01% годовых до 1,99% годовых. Понятно, что при инфляции в 7% их доходность отрицательная в реальном выражении. Осенью станет понятно, насколько активно банковский сектор будет дальше кредитовать. Пока банки дают средства тем клиентам, которых хорошо знают, рефинансируют уже выданные средства. Портфель стабилен, но роста нет. Для нормального роста экономики кредитный портфель должен увеличиться темпом 10% в год. Когда в отдельные годы у нас был рост портфеля в 70-80% - это слишком много. Ну, а 2,5%, как в 2009 году, это слишком мало. Есть расчеты, говорящие о том, что соотношение должно быть два к одному: если нужно 5% роста экономики, то должно быть 10%-ный рост кредитного портфеля.

- Какова ситуация в розничном кредитовании? В ипотеке?

- Ссуды населению не растут, в прошлом году было снижение. Планов стимулировать эти кредиты пока нет. Что касается ипотеки, то была большая программа во время кризиса, когда ссуды рефинансировали либо под 10% годовых, либо под 11% годовых. Всего выдано 150 тысяч ипотечных кредитов – менее 1% населения, поэтому трудно сказать, что такие программы имеют большое социальное значение. Понятно, что проблемы пенсионеров или инвалидов в силу их количества стоят гораздо острее. Этим категориям населения государство обязано помогать в силу их незащищенности. А те, кто брал ипотечные кредиты, относятся к среднему классу. Но многие в итоге оказались в проигрыше, так как воспользовались продуктом для верхней части среднего класса, который некоторые из них не смогли обслуживать.

- Недавно Вы сказали о том, что надо принять меры к нарушителям правил Фонда гарантирования депозитов. В чем заключается нарушение? Как будут сформулированы ограничительные меры?

- Нарушение заключается в превышении максимальных ставок по вкладам в тенге и валюте, публикуемых Фондом. С 1 апреля максимальная ставка в валюте составляет 7% годовых, в тенге – 10% годовых. Высокие ставки увеличивают риски. Но сейчас даже банки-злостные нарушители, которые хотят привлекать вклады под 15% годовых в тенге, не могут быть исключены из состава участников Фонда. Единственное, что может сделать Фонд – брать с этого банка более высокие взносы….

- То есть у вас разрешена дифференциация взносов?

- Да, давно. В зависимости от группы риска банка и полученных сведений о его депозитной политики, формируется взнос. Другое дело, что сведения о том, в какой группе риска находится банк, не являются публичными. Но в некоторых случаях увеличения взноса недостаточно, требуются и более жесткие меры, вплоть до исключения. Если банк привлекает  вклады под проценты, которые вдвое выше максимальных, значит, он кредитует под 25% годовых, то есть высокорисковые проекты, откуда средства могут и не вернуться. Это вызывает проблемы у банка, который не сможет возвращать вклады, и на каком-то этапе этим вынужден будет заниматься Фонд гарантирования депозитов. Фонд должен иметь возможность исключить такой банк, пусть он привлекает не средства населения, а фондируется за счет выпуска облигаций. Это логика понятна, и все с ней согласны.

- Каков размер Фонда гарантирования и соотношение к размеру привлеченных вкладов?

- Активы Фонда составляют 110 миллиардов тенге (примерно 750 миллионов долларов) этого достаточно, чтобы закрыть проблемы среднего банка. Всего вкладов населения в банках - 13 миллиардов долларов. Не нужно забывать о том, что Нацбанк ежегодно добавляет в капитал Фонда 10 миллиардов тенге, потому что это наша дочерняя компания. Вклады гарантируются в размере 5 миллионов тенге (32 тысячи долларов) на одного человека, что покрывает 98,5% от количества вкладов. Мне кажется, этого достаточно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала