Об инновационных методах преподавания истории – диалогических, а также о том, какие качества личности они формируют, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора Центра образования «Царицыно» (школа №548) Москвы Андрей Иванов.
- Андрей Владимирович, что такое инновационные методы в преподавании?
- Целью большинства инновационных педагогических методик является формирование у школьника умения выстраивать систему собственных аргументированных суждений. Этому служит диалог ученика и педагога. Учитель задает классу проблемные вопросы, ребята их обсуждают, на основе имеющихся у них знаний приходят к каким-то решениям и формулируют новые вопросы преподавателю.
- В чем специфика инновационных методов в преподавании истории?
- Для предмета истории все инновационные методы основываются на представлении о многозначности оценок любого исторического события. Если мы не научим ребят воспринимать многозначность оценок исторических событий, нам никогда не удастся добиться у них целостности восприятия исторического процесса, всегда многозначного, многомерного, со сложными внутренними связями.
Исторические события несут разное будущее для своих участников. Школьники должны это осознавать, и любая инновационная методика должна принести им это понимание. Если темой урока, например, является Октябрьская революция, я не могу рассказывать о ней оценочно: положительно или отрицательно. Я даю ребятам различные исторические источники — документы, фрагменты воспоминаний представителей разных сторон, иностранцев, и на основании всего этого предлагаю вопросы для обсуждения. Особенно важно при этом, чтобы ребята научились отличать ангажированные источники от неангажированных, исторические факты от их оценок. Для этого нужно, чтобы школьники понимали: одно дело – документ, другое - мнение мемуариста.
- Какие из инновационных методов преподавания истории сейчас практикуются?
- Учителя используют разные методы — проблемный урок, кейс-метод, проектные технологии.
Проблемный урок – это, когда учитель заявляет проблему и предлагает школьникам сформулировать обоснованные решения на основе источников.
Кейс-технология - берется фрагмент описания исторической ситуации, как правило, воспоминания участника, а далее ребятам предлагается решить, что нужно было бы предпринять, чтобы описанная ситуация развивалась иначе. Для того чтобы ответить на подобный вопрос, нужно хорошо владеть историческим контекстом ситуации. Такой метод способствует формированию критического мышления.
Наконец, проектные технологии нацелены на исследование по определенной исторической теме. Это самостоятельная работа, требующая навыков планирования времени, умения ставить и решать задачи.
Все методы предполагают большую самостоятельность учащихся, их диалог с учителем.
- Легко ли даются российским учителям диалогичные способы преподавания?
- В целом, я считаю, здесь развивается позитивная тенденция, хотя проблемы, конечно, есть. Учителям как профессиональной группе вообще не свойственна диалогичность, они скорее склонны к навязыванию своих способов обучения. Сам предмет истории также не предполагает полностью бесстрастного отношения. К примеру, учителям более старшего поколения сложно придерживаться безоценочности в отношении Сталина и сталинского периода советской жизни: события нашей недавней истории могли затронуть их самих.
Однако не только молодые учителя принимают участие в процессе становления инновационных технологий. Многие учителя старшего поколения нашли себя в них, ведь такие технологии дают немало преимуществ.
Если поставить себе задачу овладеть диалогичным методом, сложно работать лишь первые год-два. Потом у детей резко возрастает навык самоорганизации. Учитель, пока ведет диалог, может проследить за каждым учеником, оценить его знания, аргументы. Он может понять, кому нужно предложить какую-то тему для самостоятельной работы, кому подсказать больше работать с фактами, кому - работать над аргументацией.
- Какую роль при этом играют учебники? Если говорить о навязывании оценки событий и фактов.
- Хороший учебник способствует формированию у школьника системного подхода к истории, так как сам учебник - это взвешенная система, подготовленная специалистами. Когда мы даем детям различные первоисточники, нам сложно самим сформировать у них системность мышления: первоисточники создают довольно разрозненную картину.
У самих школьников, живущих в мире жесткого информационного давления, системность сама по себе не формируется. С мнением, высказываемым в учебнике, ребята могут и не соглашаться. Главное, чтобы они могли грамотно аргументировать собственное критическое отношение.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости