Какими качествами должен обладать абитуриент театрального вуза и каковы шансы стать великим актером, рассказал в интервью РИА Новости заведующий кафедрой актерского мастерства Театрального института имени Щукина при Государственном академическом театре имени Вахтангова, телеведущий, заслуженный артист РФ, профессор Павел Любимцев.
- Павел Евгеньевич, среди абитуриентов театральных вузов всегда огромный конкурс. На что вы прежде всего обращаете внимание при отборе первокурсников?
- Важнейший критерий – внешние данные абитуриента. Есть такие понятия, как «типажность», «фактурность». Это требование не только вуза, но и любого театра. Конечно, иногда бывает обидно: смотрят не на то, что человек умеет, что у него за душой, а на то, нужны ли такие данные, такая «краска» в театре в данный период.
Человек должен обладать определенной внешностью, а кроме того – обаянием, темпераментом, юмором, актерской заразительностью и «органикой». Мы стараемся это увидеть, когда при поступлении абитуриент читает свою программу.
- А как же умение мыслить?
- Это выяснится потом, во время обучения. Нынешнее молодое поколение вообще плохо образованно, но пробелы в образовании всегда можно восполнить, если у человека есть характер, есть стремление к знаниям.
Когда год назад я набирал курс, все абитуриенты, которых я хотел взять, сдали ЕГЭ, то есть они не были тотально безграмотны. А на параллельном курсе Александра Галибина один способный молодой человек не сдал, и его пришлось взять вольнослушателем. Если он и в этом году не сдаст, придется с ним расстаться. Этот случай – исключение.
- Бывают случаи отчисления уже во время обучения?
- При наборе невозможно застраховаться от ошибок – на первый взгляд может показаться, что в человеке что-то есть, а потом окажется, что нет ничего. Кто-то сумел его хорошо подготовить, натаскать, а он оказался профнепригодным. Конечно, преподаватель должен проявить терпение – иногда случаются чудеса, когда студент раскрывается ближе к выпуску. Но нарушителей дисциплины, бездельников и тусовщиков мы в любом случае терпеть не будем.
- Как складывается судьба выпускников театральных вузов? Ведь не все становятся великими актерами.
- В театральные вузы идет лучшая часть молодого поколения – мы не жалуемся на своих студентов. Можно сказать, мы выпускаем «штучный товар». Как говорил Вахтангов, «мы стремимся не учить, а воспитывать», а дальше жизнь сама проводит естественный отбор – лучшие представители поколения, стремящиеся заниматься творческой работой, проходят через «густое сито».
Если из выпускников хорошего курса человек пять лет через 15-20 становятся крепкими профессионалами, это хороший показатель. В свое время я спросил своего учителя Альберта Бурова, почему так получается, и он ответил, что точно так же из выпускников педвузов единицы становятся педагогами высокого класса. Единицы из тех, кто окончил классические университеты, становятся выдающимися учеными. А это огромные вузы в отличие от театральных, так что у нас доля успешных выпускников больше.
Театральный вуз может помочь своему выпускнику устроиться в театр, а дальше его судьба от нас не зависит. К тому же театров, в труппе которых я искренне хотел бы видеть своих студентов, сейчас крайне мало. В конце 1970-х, когда я оканчивал Щукинское училище, возможностей было больше. Если человек попадал к таким талантливым режиссерам, как Любимов, Эфрос, Ефремов, Плучек, Гончаров, Львов-Анохин, был шанс сыграть в ярких спектаклях. Сейчас же настоящих руководителей театров можно перечесть по пальцам одной руки.
- В какой мере успех актера зависит от полученного образования?
- Актер формируется не только в вузе. Как правило, он начинает осваивать ремесло в 16-17 лет, а как профессионал при благоприятной ситуации складывается к 30-ти годам. Для этого он должен не только окончить институт, но и попасть в театр, постоянно работать над собой. А балетные танцовщики или музыканты начинают учиться в пять лет и к 20-ти годам могут стать выдающимися профессионалами – пианисты в этом возрасте уже могут получить премию на конкурсе имени Чайковского.
Никто из наших абитуриентов в полной мере не отдает себе отчет в том, какие трудности ждут их при овладении профессией. Иногда говорят, что актерская судьба зависит от удачи, везения. Но, на мой взгляд, в гораздо большей степени все зависит от характера – ведь тотально невезучих людей нет. Просто когда настает момент везения, один человек извлекает из этого максимум, а другой просто его не замечает. Актерская квалификация важна, но нужны еще работоспособность, ответственность по отношению к собственным способностям, надежность, готовность к трудностям.
Большинство выпускников театральных вузов стремятся устроиться по специальности, и это им удается, но у кого-то потом профессиональная судьба не складывается.
Актерская профессия содержит в себе привлекательные черты – она нескучная, занятная, хотя и очень «пестрая».
Материал подготовила Алина Бурмистрова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости