РИА Новости
Новости в России и мире, самая оперативная информация: темы дня, обзоры, анализ. Фото и видео с места событий, инфографика, радиоэфир, подкасты
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театральные вузы выпускают «штучный товар» - Любимцев

Какими качествами должен обладать абитуриент театрального вуза и каковы шансы стать великим актером, рассказал в интервью РИА Новости заведующий кафедрой актерского мастерства Театрального института имени Щукина при Государственном академическом театре имени Вахтангова, телеведущий, заслуженный артист РФ, профессор Павел Любимцев.

Какими качествами должен обладать абитуриент театрального вуза и каковы шансы стать великим актером, рассказал в интервью РИА Новости заведующий кафедрой актерского мастерства Театрального института имени Щукина при Государственном академическом театре имени Вахтангова, телеведущий, заслуженный артист РФ, профессор Павел Любимцев.

- Павел Евгеньевич, среди абитуриентов театральных вузов всегда огромный конкурс. На что вы прежде всего обращаете внимание при отборе первокурсников?

- Важнейший критерий – внешние данные абитуриента. Есть такие понятия, как «типажность», «фактурность». Это требование не только вуза, но и любого театра. Конечно, иногда бывает обидно: смотрят не на то, что человек умеет, что у него за душой, а на то, нужны ли такие данные, такая «краска» в театре в данный период.

Человек должен обладать определенной внешностью, а кроме того – обаянием, темпераментом, юмором, актерской заразительностью и «органикой». Мы стараемся это увидеть, когда при поступлении абитуриент читает свою программу.

- А как же умение мыслить?

- Это выяснится потом, во время обучения. Нынешнее молодое поколение вообще плохо образованно, но пробелы в образовании всегда можно восполнить, если у человека есть характер, есть стремление к знаниям.

Когда год назад я набирал курс, все абитуриенты, которых я хотел взять, сдали ЕГЭ, то есть они не были тотально безграмотны. А на параллельном курсе Александра Галибина один способный молодой человек не сдал, и его пришлось взять вольнослушателем. Если он и в этом году не сдаст, придется с ним расстаться. Этот случай – исключение.

- Бывают случаи отчисления уже во время обучения?

- При наборе невозможно застраховаться от ошибок – на первый взгляд может показаться, что в человеке что-то есть, а потом окажется, что нет ничего. Кто-то сумел его хорошо подготовить, натаскать, а он оказался профнепригодным. Конечно, преподаватель должен проявить терпение – иногда случаются чудеса, когда студент раскрывается ближе к выпуску. Но нарушителей дисциплины, бездельников и тусовщиков мы в любом случае терпеть не будем.

- Как складывается судьба выпускников театральных вузов? Ведь не все становятся великими актерами.

- В театральные вузы идет лучшая часть молодого поколения – мы не жалуемся на своих студентов. Можно сказать, мы выпускаем «штучный товар». Как говорил Вахтангов, «мы стремимся не учить, а воспитывать», а дальше жизнь сама проводит естественный отбор – лучшие представители поколения, стремящиеся заниматься творческой работой, проходят через «густое сито».

Если из выпускников хорошего курса человек пять лет через 15-20 становятся крепкими профессионалами, это хороший показатель. В свое время я спросил своего учителя Альберта Бурова, почему так получается, и он ответил, что точно так же из выпускников педвузов единицы становятся педагогами высокого класса. Единицы из тех, кто окончил классические университеты, становятся выдающимися учеными. А это огромные вузы в отличие от театральных, так что у нас доля успешных выпускников больше.

Театральный вуз может помочь своему выпускнику устроиться в театр, а дальше его судьба от нас не зависит. К тому же театров, в труппе которых я искренне хотел бы видеть своих студентов, сейчас крайне мало. В конце 1970-х, когда я оканчивал Щукинское училище, возможностей было больше. Если человек попадал к таким талантливым режиссерам, как Любимов, Эфрос, Ефремов, Плучек, Гончаров, Львов-Анохин, был шанс сыграть в ярких спектаклях. Сейчас же настоящих руководителей театров можно перечесть по пальцам одной руки.

- В какой мере успех актера зависит от полученного образования?

- Актер формируется не только в вузе. Как правило, он начинает осваивать ремесло в 16-17 лет, а как профессионал при благоприятной ситуации складывается к 30-ти годам. Для этого он должен не только окончить институт, но и попасть в театр, постоянно работать над собой. А балетные танцовщики или музыканты начинают учиться в пять лет и к 20-ти годам могут стать выдающимися профессионалами – пианисты в этом возрасте уже могут получить премию на конкурсе имени Чайковского.

Никто из наших абитуриентов в полной мере не отдает себе отчет в том, какие трудности ждут их при овладении профессией. Иногда говорят, что актерская судьба зависит от удачи, везения. Но, на мой взгляд, в гораздо большей степени все зависит от характера – ведь тотально невезучих людей нет. Просто когда настает момент везения, один человек извлекает из этого максимум, а другой просто его не замечает. Актерская квалификация важна, но нужны еще работоспособность, ответственность по отношению к собственным способностям, надежность, готовность к трудностям.

Большинство выпускников театральных вузов стремятся устроиться по специальности, и это им удается, но у кого-то потом профессиональная судьба не складывается.

Актерская профессия содержит в себе привлекательные черты – она нескучная, занятная, хотя и очень «пестрая».

Материал подготовила Алина Бурмистрова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Автомобиль полиции в Париже
В Париже забросали яйцами украинцев
Автомобиль
Эксперт рассказал, сколько нужно прогревать автомобиль зимой
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала