БАКУ, 19 мая - РИА Новости, Герай Дадашев. Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) исключает возможность аварий по техническим причинам на своих площадках добычи энергоресурсов на шельфе Каспия, подобных инциденту в Мексиканском заливе, говорится в сообщении Каспийско-Европейского Интеграционного Делового Клуба CEIBC, поступившем в среду в РИА Новости.
Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. Утечка нефти, которая началась следом, уже нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи. Собственником платформы была компания Transocean, которая вела исследовательское бурение в рамках выполнения условий контракта с BP.
На борьбу с утечкой нефти мобилизованы силы Национальной гвардии США. Береговая охрана и Служба управления минеральными ресурсами США ведут расследование причин взрыва буровой платформы. На очистку водной территории от нефти направлено около 530 судов. В процесс очистки вовлечены примерно 13 тысяч сотрудников BP, других компаний и государственных ведомств, им помогают около 16 тысяч добровольцев. Около 100 тысяч баррелей нефти уже собрано.
"Существующие сегодня в Азербайджане технические возможности позволяют утверждать, что на площадках, где добыча ведется ГНКАР или же с участием ГНКАР, подобные аварии по технической причине исключены", - приводятся в сообщении слова вице-президента компании Солтана Алиева, выступившего на состоявшемся в четверг заседании CEIBC на тему "Исследование экологических рисков нефтегазовых операций на Каспии".
При этом, как отметил вице-президент ГНКАР, для компании остаются риски стихийных бедствий.
"Это утверждение не исключает природные катаклизмы и стихийные бедствия, от которых никто не застрахован и которые никто не может заранее прогнозировать", - сказал он.
По словам Алиева, ГНКАР постоянно осуществляет "комплекс опережающих мер для предотвращения подобных аварий в случае катаклизмов природного характера". В рамках такого подхода, в частности, планируется закупка новейших технологических установок, специализированных судов для локализации возможных разливов нефти и последующей их ликвидации, оперативное решение проблем, связанных с разливами нефти, постоянный контроль эксплуатируемых технологических установок.
Кроме того, он отметил, что в настоящее время Институт географии Национальной Академии наук Азербайджана проводит работу по построению модели возможного распространения нефтяных пятен с учетом гидрометеорологических условий и физико-химических характеристик добываемой на Каспии нефти. Основная цель исследования заключается в обеспечении оперативного реагирования на возможные разливы нефти на Каспии с целью минимального воздействия на окружающую среду, а также предупреждении распространения нефтяных пятен на море.
В свою очередь, начальник отдела бурения ГНКАР Шаиг Бакиро отметил, что эксплуатируемые в Азербайджане морские буровые установки соответствуют наилучшим мировым стандартам.
"Это качественные установки, соответствующие всем мировым стандартам буровых установок, используются для разведки, поиска, эксплуатации и бурения с подводных плит", - сказал он.
Бакиров подчеркнул, что все операционные риски при бурении предварительно оцениваются, и разрабатываются опережающие шаги по минимизации возможных рисков.
Говоря об аварии в Мексиканском заливе, начальник отдела бурения ГНКАР отметил, что для безопасного глубоководного бурения необходимо строить скважины сложной многосекционной конструкции. При этом, по его словам, скважина BP имела именно такую конструкцию.
"В настоящее время скважины на месторождении "Шахдениз" и другие глубоководные скважины на Каспии закладываются скважинами аналогичной конструкции. Таким образом, исключается возможность аварий в ходе бурения. А авария в Мексиканском заливе произошла не в ходе бурения, а во время консервации скважины. Думаю, что в ближайшее время исследовательская группа компании BP внесет ясность в произошедшее, и станут ясны причины аварии", - сказал также Бакиров, отметив, что ГНКАР и BP "тесно взаимодействуют с целью предотвращения повторения подобных случаев, поскольку Каспий является закрытым водоемом и авария подобного типа на Каспии может привести к более серьезным последствиям".
Председательствовавший на заседании вице-спикер парламента Азербайджана, председатель постоянного парламентского комитета по энергетике, экологии и природным ресурсам Валех Алескеров, в свою очередь, отметил, что в азербайджанских контрактах, в отличие площадки BP в Мексиканском заливе, четко и однозначно определено, что ответственность несут стороны контракта - подрядчики, подписавшие контракт типа PSA (долевой раздел добычи).
"Поэтому, согласно азербайджанским PSA, переложить вину на третью сторону невозможно", - подчеркнул Алескеров, добавив, что "это является чрезвычайно важным мобилизующим фактором".
Говоря об уровне экологического контроля за деятельностью международных консорциумов в оффшорной зоне Азербайджана, Алескеров заверил, что контроль находится на достаточном уровне.
По его словам, с 1994 года происходили различные события, но среди них не зафиксировано ни одного сколь-нибудь существенного экологического нарушения.
На мероприятии принимали участие компании из России, Казахстана, Турции, Грузии, США, Великобритании, Франции, Австрии, Норвегии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Ирана.
CEIBC создан в июне 2002 года при активном участии Международного Издательского Дома "Caspian Energy" и при поддержке крупнейших нефтегазовых компаний, работающих в каспийско-черноморском регионе. Среди основных целей Клуба - создание благоприятных условий для ведения бизнеса в каспийско-черноморском и балтийском регионе, налаживание диалога бизнес-власть для улучшения условий ведения бизнеса, создание диалога между крупными компаниями и компаниями малого и среднего бизнеса, а также привлечение доходов от нефтяного сектора на развитие других секторов экономики страны. За время своего развития Клубу удалось консолидировать бизнес-сообщество региона, создать ряд отраслевых Клубов, которые сегодня объединяют в основном "ненефтяной сектор" страны и активно работают в плане обмена информацией и налаживания активного диалога бизнес-государство.