Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Классическое образование всегда остается современным - Шичалина

Читать ria.ru в
Одной из важнейших форм среднего образования в России до 1917 года были классические гимназии, где значительная роль отводилась изучению древних языков – латыни и древнегреческого. О попытках возрождения классического гимназического образования РИА Новости рассказал директор частной классической гимназии при греко-латинском кабинете Юрия Шичалина в Москве Елена Шичалина.

Одной из важнейших форм среднего образования в России до 1917 года были классические гимназии, где значительная роль отводилась изучению древних языков – латыни и древнегреческого. О попытках возрождения классического гимназического образования РИА Новости рассказал директор частной классической гимназии при греко-латинском кабинете Юрия Шичалина в Москве Елена Шичалина.

- Елена Федоровна, насколько распространены сейчас классические гимназии?

- Очень хорошая классическая гимназия работает в Санкт-Петербурге, это государственная школа № 610. Хорошие перспективы и у частной Филипповской школы в Москве. Обе школы много делают для развития у нас идей классического образования. Серьезной попыткой сделать его доступным не только в столицах было создание в 2007 году славяно-греко-латинского кабинета в Нижнем Новгороде по инициативе и при непосредственном участии тогдашнего полномочного представителя президента, в настоящее время министра юстиции Александра Коновалова. Усилиями архиепископа Георгия в Нижегородской епархии создано несколько православных гимназий, преподаватели которых благодаря этому кабинету имеют возможность повышать свою квалификацию.

- В чем принципиальное отличие «классически гимназического» образования от обычного?

- В основе обычной общеобразовательной программы и программы классической гимназии лежит одна и та же цель: дать полноценные разносторонние знания по всем дисциплинам, позволяющим человеку ориентироваться в реальном мире. Это отличает их от специализированных школ - физико-математических, химико-биологических лицеев, «английских» спецшкол. Последние дают специальные знания и практические навыки в небольшой группе дисциплин и потому всегда являются, по сути, техникумами - независимо от того, усилены в них гуманитарные, математические, естественнонаучные или любые другие циклы предметов.

В гимназиях же дается общее, то есть разностороннее среднее образование, но более полное, чем в обычной средней школе. Ученики гимназий лучше знают историю гуманитарных дисциплин, так как изучают древнегреческий и латинский языки - два первых основополагающих языка европейской науки, литературы, культуры и христианской церкви. В нашей гимназии преподают также два современных иностранных языка. В качестве основного – английский или французский, в качестве второго иностранного – немецкий или новогреческий. Помимо гуманитарных дисциплин, у нас сильные курсы математики и естественнонаучных предметов. И поскольку гимназия православная, мы обучаем детей Закону Божию и церковному пению.

- Изучение древних языков, разумеется, интересно и полезно в плане общей эрудиции. Но какие преимущества в повседневной жизни может дать глубокое знание, к примеру, латыни?

- Что мы готовы считать преимуществами? Если речь о кругозоре, охватывающем 30 веков европейской культуры и дающем возможность любое явление рассматривать в широкой исторической перспективе, о тонко чувствующей душе и развитой речи - то такие преимущества гимназия, безусловно, дает. Выпускник гимназии ими до недавнего времени пользовался при поступлении в вуз, а теперь - даже при сдаче пресловутого ЕГЭ. У нас, например, отличные результаты не только по математике и русскому языку, но и по химии и другим предметам.

- Какие семьи выбирают для детей классическое и православное образование?

- Социальный состав их неоднороден, но в основном это семьи, твердо решившие дать детям полноценное добротное образование (что требует постоянного труда) и православное воспитание (что исключает нравственную разболтанность). Поэтому у нас совершенно ясны не только приоритеты поведения, но и поведенческие запреты - в сторону благотворного консерватизма. Это, на мой взгляд, создает в гимназии благоприятную обстановку для развития лучших сторон ума, души и сердца.

- Что из опыта классических гимназий могло бы почерпнуть российское образование? Происходит ли это?

- По опыту, классические гимназии позволяют наиболее полно развить способности разносторонне одаренных детей, давая основательные знания не только по отдельным усиленным циклам предметов, как в спецшколах. Учиться у нас детям сложно, но если они намерены преодолевать эти сложности, учителя им в этом лучшие помощники. А что может быть для ребенка, часто обделенного вниманием родителей, более ценным, чем искреннее и вдумчивое внимание к нему со стороны взрослых?

Но идея классических гимназий осознается у нас медленно и приживается с большим трудом. Так, греко-латинский кабинет издал словари, учебники и пособия по греческому и латыни. Нами переведен ряд ключевых работ по истории европейского классического образования. К сожалению, всем этим пока пользуются преимущественно в высших, а не средних светских и духовных школах.

Материал подготовила Екатерина Рылько  (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Индексация пенсий и QR-коды: что изменится в жизни россиян с 1 декабряКулеба прокомментировал признание Белоруссией КрымаАвтоэксперт объяснил, как выбрать правильный привод для автоПушков дал Украине совет после предупреждения ПутинаВ Польше продлили запрет посещения территорий на границе с БелоруссиейИзраиль не сможет открыть границы привитым "Спутником V" из-за "омикрона"Доступ россиян к социально значимым сайтам стал бесплатнымОператоры связи начали проверку регистрации корпоративных sim-картВ Нью-Йорке состоялась премьера нового фильма Стивена СпилбергаВ России ввели досудебную блокировку сайтов, рекламирующих финпирамидыВ России стартовала обязательная маркировка минеральной водыВ России начали наказывать за поддельную маркировку товаровВ ряде регионов начала действовать система QR-кодовВ России ужесточили ответственность за отсутствие маркировкиРоссия возобновила авиасообщение с пятью странамиВ России началась обязательная маркировка ряда молочной продукцииМинфин предложил перенести вступление в силу техрегламента ЕАЭС по алкоголюКрымчан призвали оставаться дома из-за штормового предупрежденияЧисло новых случаев COVID-19 в ЮАР выросло за сутки в два разаНАТО отслеживает ситуацию на границах альянса, заявил МИД Эстонии