В 2010 году возрастет число абитуриентов, которые будут поступать на технические специальности российских вузов, считает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Любовь Глебова.
Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц.
Наибольшее количество государственных вузов приходится на крупные регионы: Москву – 110 вузов, Санкт-Петербург – 61, Свердловскую область – 20, Республику Татарстан – 19, Ростовскую область – 18, Самарскую, Нижегородскую и Новосибирскую области – 17.
Распределение частных высших учебных заведений и их филиалов неравномерно по субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество частных высших учебных заведений находится в Москве – 267, Санкт-Петербурге – 54, Московской области – 30 (в том числе 63 филиала), Краснодарском крае – 24 (33 филиала), Татарстане – 15 (31 филиал), Ростовской области – 13 (20 филиалов).
("Образование и общество" 01.02.2010)
В 2009/2010 учебном году в России официально работают 1 416 вузов.
В 1990-2000 гг. Министерством образования России была разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов России".
Первый официальный рейтинг вузов России был опубликован в 2001 г. Все вузы в рейтинге подразделяются на несколько категорий: отдельно сравниваются "классические университеты", технические и технологические вузы, медицинские, лингвистика и педагогика (вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составляется рейтинг негосударственных вузов.
Для расчета рейтинга вуза по методике Министерства образования РФ используются количественные критерии Д:
Д1-Д13 – характеризуют профессорско-преподавательский состав;
Д14-Д19 – число студентов и аспирантов, причем отдельным пунктом стоит наличие иностранных студентов;
Д20-Д26 – описывают научно-педагогическую работу в ВУЗе;
Д27-Д30 – количество изданной учебно-методической литературы;
Д31-Д35 – характеризуют материально-техническую базу, в т.ч. библиотеки;
Д38-Д41 – социально-бытовые условия в вузе.
Критерии Д отражены в анкетах (электронных программах для сбора исходных данных), которые получают вузы от Минобразования для заполнения. В учебных заведениях отвечают на вопросы и пересылают ответы назад. Далее в Минобразовании смотрят на показатели, которые сами вузы указали в анкете. Данные подгоняются под формулу, и составляется рейтинг. Таким образом, при определении рейтинга в Минобразовании полностью полагаются на достоверность сведений, предоставленных вузами.
Первая десятка в рейтинге российских ВУЗов в 2009 г.
1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова с оценкой – 100 баллов.
2. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана – 49,2 балла.
3. Санкт-Петербургский государственный университет – 41,7 балла.
4. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – 37,2 балла.
5. Московский инженерно-физический институт (государственный университет) – 35,5 балла.
6. Московский физико-технический институт (государственный университет) – 31,6 балла.
7. Российский университет дружбы народов – 24,9 балла.
8. Московский энергетический институт (Технический университет) – 24,6 балла.
9. Московский государственный институт международных отношений (университет) – 23,1 балла.
10. Кубанский государственный университет – 21,3 балла.
В России разработана модель комплексной оценки вуза, которая складывается из трех процедур: повторное лицензирование; аттестация; аккредитация. Комплексная оценка предполагает принятие решения и выдачи полномочных документов на единый срок: лицензии на право образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с перечнем программ, по которым учреждение получает право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца.
Комплексная оценка деятельности вузов введена в практику работы Министерства образования РФ с 1 января 2000 г. приказом Минобразования России от 12.11.1999 г. В соответствии с п.5.2. "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г.), Федеральная служба: "на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)".
Лицензионная экспертиза, аттестация и проверка показателей государственной аккредитации проводятся силами комплексной комиссии, состоящей из соответствующих подкомиссий. Состав комиссии утверждается распоряжением заместителя Министра образования, курирующего Управление лицензирования, аккредитации и аттестации.
Для прохождения комплексной оценки вуз представляет в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России заявление о проведении повторного лицензирования, в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России заявление на включение в график для проведения аттестации образовательного учреждения и копию заявления о проведении повторного лицензирования.
А Госинспекция совместно с Управлением составляют график проведения комплексной оценки на основании принятых от вузов заявлений и формируют комплексную комиссию, которая будет работать в каждом вузе.
Существуют требования и к модулю комплексной оценки деятельности вуза. Модуль заполняется на дату начала работы комиссии по комплексной оценке. Данные из модуля представляются в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации на дискете и в бумажных формах (2 экземпляра), распечатанных из программы. Формы должны быть переплетены и заверены подписью ректора и печатью вуза.
В целях оптимизации работ по сопровождению процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ, приказом Минобразования России за № 17 от 25.02.2004 изменен порядок заключения договора на информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Договор заключается между высшим учебным заведением и информационно-методическим центром государственной аккредитации министерства образования Российской Федерации сроком на пять лет после подачи высшим учебным заведением заявления на аттестацию.
Предметом договора является информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ:
– оценка рабочих учебных планов образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением и представленных к аттестации и государственной аккредитации, на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов;
– информационно-аналитическое сопровождение контроля качества подготовки выпускников высшего учебного заведения при про ведении аттестации;
– информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Информационно-методический центр Министерства образования Российской Федерации по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) и Центр тестирования МГУП (г. Москва) являются соисполнителями работ по договору.
После заключения Договора высшее учебное заведение действует в соответствии с порядком работ, размещенном на сайте http://www.nica.ru.
При положительном решении лицензионной подкомиссии вуз получает лицензию.
При положительном заключении по аттестации, вуз может выходить на государственную аккредитацию. А уже государственная аккредитация завершает цикл комплексной оценки деятельности вуза и становится возможной только после успешного завершения предшествующих процедур – лицензирования и аттестации.
В случае успешного прохождения комплексной оценки и положительного решения аккредитационной коллегии вуз получает лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации на единый срок.
Стоимость обучения определяется вузом. Она прежде всего зависит от престижности учебного заведения и его места в мировых и российских рейтингах. Также стоимость складывается из зарплаты преподавателей, технического персонала, аренды аудиторий, библиотеки, столовой, налоговых и коммунальных платежей, содержания оргтехники, автомобилей и т.п. Стоимость обучения зависит от популярности факультета: чем выше конкурс, тем выше стоимость. Весьма значительна разница цен на одни и те же специальности в вузах различных регионов.
Фиксированного ценового максимума в вузах нет. Однако поднимать цену за год обучения могут позволить себе только те вузы, в которых конкурс уже не одно десятилетие составляет в среднем 3‑5 человек на место.
В условиях инфляции стоимость обучения может возрасти. Большинство вузов устанавливают "приблизительные" тарифы и в зависимости от инфляции просто повышают стоимость обучения на каждом факультете на 5‑10% в год.
Если повышение не записано в договоре, вуз не может требовать денег дополнительно. Оплата производится в рублях, но в договоре можно указывать ее валютный эквивалент. Сумма определяется по официальному курсу на день платежа. Вуз не имеет права брать дополнительную оплату за ликвидацию академической задолженности, практику, курсовые и дипломные работы, итоговую аттестацию. Вступительные экзамены, оформление документов, перевод с факультета на факультет, с одной формы обучения на другую, восстановление также не может считаться дополнительной платной услугой.
Во многих вузах оплата за обучение дифференцируется в зависимости от варианта оплаты (до определенной даты, за весь срок обучения и т.п.), а также в зависимости от успехов студента в учебном процессе и общественной активности.
С 1 сентября 2010 года в разных регионах РФ начинается эксперимент по прикладному бакалавриату.
Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоится в 2010 году. Студентов будут учиться очно за счет средств федерального бюджета. Определять заказ на подготовку специалистов такого уровня будет государство.
Программа прикладного бакалавриата обеспечивает профессиональную практико‑ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ высшего профессионального образования бакалавриата. Она является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года.
Заявки на участие в конкурсе подавали более 100 вузов, техникумов и колледжей. Среди победителей оказались семь высших учебных заведений и 23 средних специальных (ссузов). В числе победителей ‑ недавно созданный Сибирский федеральный университет, который будет обучать студентов по программе прикладного бакалавриата "Психолого‑педагогическое образование", национальный исследовательский технологический университет МИСиС, заявивший программу подготовки бакалавров по специальности "Металлургия".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников