МОСКВА, 19 мая - РИА Новости. Соглашение России и США о мирном использовании атомной энергии (так называемое "Соглашение 123") позволит российским компаниям выйти на американский ядерный рынок, а атомщикам двух стран получить доступ к уникальным технологиям реакторостроения и создания ядерного топлива, считают российские эксперты в атомной сфере.
Президент США Барак Обама 10 мая направил на одобрение в Конгресс договор о сотрудничестве с Россией в области мирного использования ядерной энергии. Это соглашение в сентябре 2008 года было отозвано из Сената президентом Джорджем Бушем-младшим после войны в Южной Осетии.
"Пока Конгресс не одобрит это соглашение, у нас не будет возможности делать совместно массу конкретных вещей, например, испытывать российское топливо в американских реакторах", - сказал советник директора Российского научного центра "Курчатовский институт" по научному развитию Андрей Гагаринский.
По его словам, "Соглашение 123" американцам нужно не меньше, чем нам".
"Пока же мы работаем по отдельным соглашениям, вспомните то же ВОУ-НОУ, но чтобы массово и системно сотрудничать, нужно как раз рамочное соглашение, которое установит основные принципы сотрудничества и создаст условия для осуществления торговли в сфере мирного атома между Россией и США. У нас тут не так давно был президент американского ядерного общества, который ратовал за сотрудничество в области малых реакторов. И американцы это стремление никогда не скрывали", - сказал он.
Генеральный директор НИКИЭТ, профессор Юрий Драгунов считает, что это соглашение говорит о заинтересованном двухстороннем сотрудничестве.
По его словам, американцы проявили интерес к российской разработке многофункционального быстрого исследовательского реактора, "который мы будем выполнять в рамках программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения".
"Это говорит о том, что у нас есть опыт по быстрым реакторам, которые представляют интерес для специалистов во всем мире, а США хотят расширить внутренний ассортимент ядерных продуктов и услуг в гражданской части. Это наши технологии, как раз, представляют интерес для американцев. По своему опыту могу сказать, что в свое время они очень активно интересовались вопросами обоснования конструкционной прочности корпусов реакторов. Нам ведь есть чем гордиться и чем заинтересовать американцев", - добавил он.
Директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, член-корреспондент РАН, профессор Леонид Большов, в свою очередь, напомнил, что если в течение 90 сессионных дней Конгресс США не примет отрицательного решения по этому соглашению, то оно должно вступить в силу автоматически.
"Но поскольку в этом году осенью предстоят выборы в Конгресс, и работает он по сокращенному графику, то фактически, процесс может занять более трех месяцев, и такое увеличение сроков отразится на судьбе соглашения не в лучшую сторону", - сказал он.
По словам ученого, американские атомщики сейчас находятся в сложном положении. "Известно, что несколько лет они не занимались ядерными технологиями. И от всего мира они очень отстали, и чтобы сократить это отставание, им и нужно сотрудничество с Россией", - добавил он.
В то же время, Большов считает, что США "не страшны претензии России на их (ядерный - ред.) рынок".
"Как только они наберут обороты и восстановят свои технологические преимущества, то они станут очевидными нашими конкурентами. Для нас наличие некоего периода времени, в течение которого мы можем вторгаться на этот рынок и занимать там определенные ниши, имеет очень большое значение. И поэтому нам нужно успеть занять этот рынок после ратификации", - считает эксперт.
Он напомнил, что после ратификации появится возможность создания совместных предприятий компаниями двух стран.
"Если, например, речь идет о производстве топлива, то, с одной стороны, это будет противодействие уже известных компаний-производителей, а с другой стороны - горячая поддержка (атомных станций и энергокомпаний США - ред.), для которых это выгодно", - сказал глава ИБРАЭ.
Российская корпорация "ТВЭЛ" в 2002 году начала проект "ТВС-Квадрат" по разработке собственной конструкции тепловыделяющих сборок для реакторов западного дизайна PWR. В 2009 году компания провела переговоры с американской энергетической Exelon Corporation по работе с топливом "ТВС-Квадрат".
В конструкции "ТВС-Квадрат" для реакторов PWR используется топливо из диоксида урана с добавкой гадолиния обогащением по U235 до 5%. Топливные кассеты (тепловыделяющие сборки) "ТВС-Квадрат" производятся на входящем в "ТВЭЛ" "Машиностроительном заводе" в подмосковной Электростали.
Американские энергокомпании неоднократно высказывались за начало прямых взаимоотношений со своими российскими партнерами. До сих пор этого удалось достичь только по поставкам услуг по обогащению урана, благодаря поправке к "Соглашению о приостановке антидемпингового расследования", подписанной 1 февраля 2008 года. Со вступлением в силу "Соглашения 123", российские и американские компании смогут создавать СП на американской территории в разных звеньях цепочки добавленной стоимости атомной энергетики.