Рейтинг@Mail.ru
Как бы где-нибудь выиграть - РИА Новости, 19.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как бы где-нибудь выиграть

Читать ria.ru в
Дзен
Очень хочется победить. Получить золотую медаль на чемпионате по футболу, хоккею, бобслею, армрестлингу или метанию мобильных телефонов. Стать мисс мира, страны, города, деревни, ЖЭКа №5. Пролезть на пьедестал хоть тушкой, хоть чучелом, хоть Димой Биланом. «Поколение пораженцев должно уйти!» - учит нас главный лидер кремлевской молодежи Василий Якеменко, и этот клич щекочет нам пятки почище любого допинга.

Очень хочется победить. Получить золотую медаль на чемпионате по футболу, хоккею, бобслею, армрестлингу или метанию мобильных телефонов. Стать мисс мира, страны, города, деревни, ЖЭКа №5. Пролезть на пьедестал хоть тушкой, хоть чучелом, хоть Димой Биланом. «Поколение пораженцев должно уйти!» - учит нас главный лидер кремлевской молодежи Василий Якеменко, и этот  клич щекочет нам пятки почище любого допинга. Быстрее ногу, выше бюст, сильнее мускул! Но Запад почему-то все не хочет восхищаться.

А кем он, Запад, восхищается? Для собственных широких масс у него есть свои «аншлаги» и биланы, но широкие западные массы по привычке  требуют original, то есть подлинник, а потому наши аналоги не берут. А западная интеллигенция Россией интересуется, но предпочитает пораженцев.

Вот и в этом году она наверняка отметит новыми провокациями два писательских юбилея. Оба автора признаны всем миром, прославили Россию, но почти ничего не писали о победах. Один умер 100 лет назад, и звали его Лев Николаевич Толстой. Написал пораженческий пасквиль «Севастопольские рассказы», где в ложном свете представил российское офицерство, выдавал нетипические случаи за типические и проповедовал братание с противником. Кроме того, романтизировал исламских боевиков в повести «Хаджи Мурат». Второй писатель 100 лет назад родился, и звали его Александр Трифонович Твардовский. Долго скрывался под личиной партийца и комсомольца, но потом все-таки раскололся. Сначала вроде так, ничего, просто раскисал в рамках социалистического выбора. Задавался какими-то абсолютно неуместными вопросами:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Что, собственно, все же?.. Ну-ну, договаривайте! Ага, прививание самому себе и всем нам чувства вины, комплекса неполноценности, а там уже и до пересмотра итогов всего советского периода недалеко! А-а-а, кстати, вот тут мне подсказывают, что автор – сын кулака, отправленного в места не столь отдаленные в рамках перевода деревни из автономного учреждения в бюджетное:

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было – холода и голода.

Не далеко ушел от Твардовского и граф Толстой. В своих «Севастопольских рассказах» он зовет читателя в совершенно непригодную для показа по федеральным каналам операционную, где «доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутации». Там, обещает он вам, вы «увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Нет-с, увольте, мы уж лучше как-нибудь по старинке, с гарцующими генералами. Только вот почему этим Запад не восхищается?! Завидует, наверное… А может, не завидует, а реально хочет чего-то другого? Не победного, не рекламного, а – серьезного, честного, для души? Вот я недавно читал воспоминания бывшего американского посла в Москве в победных сороковых, Джорджа Кеннана. Он умер недавно в США, перед смертью выступал против расширения НАТО на восток и изоляции ельцинской России. А в сороковые годы имел наглость высказать сомнения насчет способности сталинских прокуроров достойно представлять русский народ на Нюренбергском процессе. Так вот, в своих воспоминаниях в оправдание этой своей антироссийской позиции этот самый Кеннан написал следующее:

«Я испытываю глубочайшее уважение к тем путям геройства и страдания, которыми русский народ искал выход от деспотизма к идеалам человеческого достоинства и общественной ответственности. Я не знаю другого народа, который был бы более чувствителен к нравственным ценностям, который больше бы сделал для того, чтобы в наше трудное время выяснить для себя и для других главные, конечные вопросы социальной и политической этики. Прежде всего он сделал это в своей литературе, через беспощадную серьезность содержащихся в ней философских споров».

Вот, оказывается, чего им нужно… Философских споров… Ну, с этим сложно. Мы как-то больше насчет пива с дымком. Нас к этому с детства приучают. Хотя, впрочем, пиво с дымком философским спорам предпочитает абсолютное большинство граждан любой страны, в любую эпоху. Не они определят лицо этой страны и этой эпохи. Определят – любители «беспощадно серьезных споров», которыми когда-то были и Солженицын, и Твардовский. Любители таких споров в России почти всегда живут на экзистенц-минимуме. В своих недавно опубликованных дневниках шестидесятых годов Твардовский пишет, как отвозил гонорар Корнею Чуковскому, а тот даже и не узнал никогда, что вопрос с этим гонораром решался голосованием, и если бы не его, Твардовского, голос, так бы и остался Чуковский без денег.

В том, чтобы напоминать писателю, что получаемые им деньги – это великая милость от «начальства, день и ночь пекущегось о нас», преуспели и социализм, и капитализм. Но решать вопрос о писательском гонораре голосованием – это было советское ноу-хау. До логического завершения его довел комсомольский вождь, сказавший о написавшем «Доктора Живаго» Борисе Пастернаке, что тот «нагадил там, где он ест». Нагадил, очевидно, тем, что перевел на русский язык половину произведений Шекспира и Гете, тем самым дав путевку в жизнь поколению уподобляющихся Гамлету пораженцев. Комсомольский вождь к Шекспиру имел иммунитет по причине сельского происхождения. Сейчас же – поколение победителей защищено еще лучше: подрастают ребята, которые вам скажут, что братья Гримм – это поп-группа, а про Шекспира так ничего и не узнают, если его вдруг не захочет экранизировать для фестиваля в Каннах Никита Михалков.

А все-таки скажите – ну почему Запад так не любит нашу патриотическую массовую культуру? Почему даже те деятели популярного жанра, которые ему нравятся, - Зощенко, Райкин – все сплошь очернители? Скажете, не очернители?! Помните, у Райкина – наш товарищ в музее стал чистить селедку на Аполлоне Бельведерском? Смешно, но разве нет и теперь людей, причем порой весьма чиновных, которые уверены, что «он без селедки две тысячи лет стоял, так пусть с селедкой хоть полчаса постоит»? И открывают в греческом зале селедочную. И вот уже даже змей под Георгием Победоносцем на памятнике от Церетели оказывается похож на нарезанную на кусочки селедку. А герой Зощенко, этот самый ранимый и принципиальный из всех мещан, который из-за двадцатикопеечного стакана «ежели его характер задет, может до трибунала дойти»? Это разве не карикатура на то мелко-мещанское понимание правозащитной деятельности, которое нам пытаются навязать? Смешно, смешно, но почему так хочется плакать? Наверно, эти пораженцы-писатели и у меня вызвали чувство вины и комплекс неполноценности. И я больше не хочу побеждать на чемпионатах и эстрадах. Не ждут нас там, не ждут! Ждут на конкурсе лириков-пораженцев, журналистов-очернителей, страстотерпцев-правдоискателей. Но туда уже мы не хотим. Или, вернее, не хочет начальство, «день и ночь пекущеесь о нас».  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала