Польские СМИ по-прежнему уделяют много внимания теме катастрофы президентского Ту-154 под Смоленском. Ряд изданий выдвигает свои версии причин катастрофы и комментируют предварительные итоги расследования.
Газета «Речь Посполита» опубликовала интервью генпрокурора Польши Анджея Серемета, по словам которого польская прокуратура в настоящее время активно занимается сотовыми аппаратами, принадлежавшими пассажирам самолета.
Следствие располагает информацией, в соответствии с которой около ста мобильных телефонов были активны на завершающей стадии полета, что могло повлиять на работу бортовых устройств разбившегося Ту-154М.
Газета «Польска Таймс» сообщает, что польские компетентные органы располагают предварительными результатами проводимой американскими специалистами экспертизы имевшейся на борту ТУ-154М системы оповещения TAWS. Соответствующий рапорт был отправлен также российской стороне. По словам польского представителя при МАК Эдмунда Клиха, «пока сложно сказать о сроках предоставления американцами окончательных результатов экспертизы». По неофициальной же информации, отмечает издание, указанное оборудование работало исправно.
В статье отмечается также, что российские и польские специалисты уже располагают симуляцией полета президентского самолета, однако вряд ли стоит ожидать в ближайшее время её обнародования. Приводятся также слова председателя польской комиссии по расследованию авиакатастрофы под Смоленском, министра внутренних дел Ежи Миллера о том, что упомянутая симуляция не дает ответа на вопрос, почему командир экипажа принял решение посадить самолет. Он подчеркнул также, что «ситуация не выглядит так, что россияне проводят экспертизы, а потом знакомят с их результатами польскую сторону: польские и российские специалисты работают вместе». По его словам, нет сомнений в высоком профессионализме экспертов МАК, отвечающего требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). Подобной точки зрения придерживается и цитируемый газетой бывший член польской Государственной комиссии по расследованию авиакатастроф А.Пуссак.
Еженедельник «Газета польска» провел собственное расследование катастрофы и в своей статье со ссылкой на «экспертные оценки различных специалистов» приводит доводы о том, что на борту президентского самолета, скорее всего, был взрыв так называемой «горюче-воздушной бомбы».
По мнению авторов статьи, подобные разрушения самолета, находившегося на такой высоте, могли быть вызваны только человеческим фактором, в частности взрывным устройством, которое при этом должно было быть установлено непосредственно на борту самолета.
«Наш дзенник» отмечает, что смоленская катастрофа стала следствием того, что военное руководство страны не извлекло должных уроков из ЧП, происходивших в последние годы с польскими самолетами.
«Последние данные могут свидетельствовать о том, что президентский самолет, возможно, не был должным образом подготовлен и обеспечен всем необходимым для полета. Выучка пилотов, скорее, не вызывает сомнений, однако появляются неясные сигналы относительно того, как соответствующими польскими и российскими службами поддерживалась связь с самолетом. Нам известно, что командир самолета нормативно подготовился к полету и ознакомился с прогнозами. Однако нам неизвестно, получал ли он последующую информацию об изменяющейся погоде», - говорится в статье.
«Дзенник газета правна», опираясь на расшифрованные в Польше данные одного из «черных ящиков», рассказывает о том, как «протекали последние секунды полета ТУ-154М». В материале издания рассказывается, что командир экипажа, поняв, что самолет находится слишком близко от земли, предпринял попытку набрать высоту, пытался увеличить мощность двигателей до максимума, на что требовалось около 10 секунд. Фактически экипажу не хватило 5 секунд (около 400 метров), чтобы из фазы приземления вернуться к набору высоты. Далее самолет зацепил дерево, в результате чего оторвалась одна треть левого крыла, и начал переворачиваться. Хвост самолета первым коснулся земли и оторвался. Взрыва при падении не было, так как топливо имело температуру ниже нуля.
Однако, как подчеркивается в заметке, данные польского «самописца» ATM-QAR не дают ответа на главный вопрос – почему пилоты вообще приняли решение о посадке. Его выяснением в настоящий момент занимается польская прокуратура, рассматривающая две главные версии.
Первая связана с логистическим обеспечением запасных аэродромов в Минске и Витебске. Ранее СМИ сообщали, что Бюро охраны правительства информации о таковых от 36-го Спецполка транспортной авиации не получало. Прокуратура выясняет также, не несет ли за это ответственность МИД Польши, который должен был обеспечить транспорт с запасных аэродромов в Катынь. В этом контексте изучается роль руководителя протокола польского внешнеполитического ведомства Мариуша Казаны, который, как сообщила ранее «Газета выборча», находился в кабине пилотов. Не исключается, что он объяснял экипажу, что с запасных аэродромов не будет возможности добраться до Катыни.
В основе второй версии лежит возможная ошибка обслуживающего персонала аэродрома «Северный», который мог дать неверные сведения относительно уровня атмосферного давления на земле, а также высоты и дальности самолета по отношению к взлетно-посадочной полосе.
Издание пишет, что в Государственной комиссии по расследованию причин авиакатастроф считают, что ТУ-154М летел под правильным углом по отношению к аэродрому и, если бы он находился выше, ему удалось бы совершить посадку. «Как было на самом деле, выяснится только после обнародования записей переговоров пилотов и разговоров в кабине, а они находятся в России», - отмечает газета.
«Польска Таймс» опубликовала интервью с российским пилотом и инструктором Василием Ершовым. По его словам, все говорит о том, что экипаж, в основном из-за нехватки опыта управления самолетом в подобных погодных условиях, совершил ряд ошибок при заходе на посадку.
Газета «Польска Таймс» публикует версию причин катастрофы в Смоленске, с которой выступил бывший начальник службы подготовки польских ВВС Петр Лукашевич.
По его мнению, роковая ошибка пилота произошла на финальной стадии захода самолета на посадку. Вероятно, экипаж был дезориентирован оврагом глубиной около 60 м, находящимся в непосредственной близости от аэродрома. В тот момент, когда Ту-154М находился над ним, радиодатчик отобразил неожиданный набор высоты, что было интерпретировано как рывок самолета вверх. Пытаясь предотвратить это, командир воздушного судна произвел резкое увеличение скорости снижения. В этот момент экипаж заметил землю и осознал непоправимость своей ошибки. Потеря нескольких секунд сделала катастрофу необратимой».