Рейтинг@Mail.ru
Главный фактор при выборе зарубежной бизнес-школы – ее выпускники - РИА Новости, 17.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Главный фактор при выборе зарубежной бизнес-школы – ее выпускники

Читать ria.ru в
Спрос в России на зарубежное бизнес-образование, еще недавно очень востребованное у претендентов и работодателей, снизился и стабилизировался. О причинах таких изменений и взаимодействии российских слушателей с западными бизнес-школами в интервью РИА Новости рассказала исполнительный директор компании MBA Consult Виктория Пралич.

Спрос в России на зарубежное бизнес-образование, еще недавно очень востребованное у претендентов  и работодателей, снизился и стабилизировался. О причинах таких изменений и взаимодействии российских слушателей с западными бизнес-школами в интервью РИА Новости рассказала исполнительный директор компании MBA Consult Виктория Пралич.

- Виктория, какова динамика спроса на зарубежное бизнес-образование в последние годы – сказался ли кризис?

- На программы MBA спрос стабилизировался еще в 2003 году. До этого наблюдался бум, обусловленный целым рядом факторов. Экономика росла, на российский рынок вышли зарубежные бизнес-школы, сформировался так называемый «дотком» ( «пузырь»), связанный с развитием Интернет-бизнеса. Бизнес-образование тогда стало просто модным. Затем, после резкого всплеска в начале 2000-х, спрос пошел на убыль, и сейчас рынок стабильный.

По программам MBA изменений мы не наблюдаем – нет ни увеличения, ни уменьшения желающих получить бизнес-образование. Хотя в начале кризиса действительно предполагали, что спрос повысится. Но этого не произошло - те, кто потерял работу, думали о том, как ее найти, и, к счастью, находили.

По программам Executive MBA (для высшего менеджмента) есть небольшой отток – люди предпочли работать, а не учиться.

Предпосылок для резких колебаний рынка в будущем я не вижу. Хоть обучение и дорогое, это не отпугивает кандидатов.

- Изменилось ли отношение к MBA после 2009 года?

- В период кризиса никто в мире не смотрел на наличие диплома MBA – людей увольняли. Обладатели дипломов MBA не всегда могут рассчитывать на большие заработки или особые условия работы. Ценность бизнес-образования для российского работодателя относительная. Ясно, что успешность определяют не дипломы, а профессионализм.

У нас вообще, в том числе в прессе, сложилось неверное понимание бизнес-образования. Часто в нем видят билет в счастливую жизнь, к успешной карьере. На самом деле это достаточно крупные инвестиции – денег, времени – в самого себя. Это не просто путь к новой работе и большим деньгам. Это, в первую очередь, работа над самим собой.

Не случайно в некоторых бизнес-школах 60% того, что изучается, направлено на общее развитие (дисциплины soft skills), и только 40% – так называемые дисциплины hard skills: стратегический менеджмент, финансовый экаунтинг. Не важно, чем люди будут заниматься в дальнейшем. Хорошая школа, по сути, готовит к жизни, подстраховывая в будущем от неудач.

- Чем руководствуются российские менеджеры, выбирающие обучение в западных бизнес-школах? Сегодня широкий выбор программ и в России. Заявлено о создании двух бизнес-школ мирового уровня - «Сколково» и Высшей школы менеджмента СПбГУ.

- Тем, кто едет учиться за рубеж, необходим опыт международной как учебы, так и работы, поскольку программы MBA подразумевают прохождение практики во время обучения. Люди собираются продвигать себя на международном рынке, работать в крупных международных или российских компаниях.

Один из важных факторов в пользу зарубежной программы обучения – связи. Слушатели западной бизнес-школы являются частью большого, сильного коллектива выпускников, ко всем из них есть доступ, и все они могут быть полезны друг другу в дальнейшем. К примеру, один из выпускников Стэнфородской школы бизнеса, занимающей топовые места в рейтингах, сейчас работает в Москве над крупным Интернет-проектом. Идеи, инвестиции у него появились именно благодаря школе, ее выпускникам. И подобных примеров много.

- На что ориентируются кандидаты при выборе зарубежной бизнес-школы? Учитывают ли ее рейтинг?

- Да, ориентируются, прежде всего, на рейтинг. И это самая распространенная ошибка: в Гарварде, к примеру, может учиться один из тысячи желающих. Школу, конечно же, надо выбирать с учетом своих возможностей. Смотреть следует на совокупность факторов - сферу деятельности, содержание программ, выпускников школы. Попадая в бизнес-школу, человек приобщается к братству выпускников, и это один из важнейших факторов при выборе места обучения. Неадекватное поступление может обернуться трудностями с трудоустройством и тем, что вложенные в обучение деньги люди будут «отбивать» до конца своих дней.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала