В семи вузах и 23 ссузах в разных регионах РФ с 1 сентября начинается эксперимент по прикладному бакалавриату. Наряду с федеральной инициативой аналогичный эксперимент на базе своих ссузов планирует развернуть Москва. Об особенностях столичного эксперимента в интервью РИА Новости рассказал директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИ РПО) Москвы Михаил Никитин.
- Михаил Валентинович, что представляет собой «московский проект» прикладного бакалавриата?
- Мы планируем развернуть этот проект на базе учреждений среднего профессионального образования, получивших статус автономных, в те же сроки, что и федеральный проект, - за четыре года. Таким образом, у нас появятся аргументы и статистика для сравнения. Разработку инновационного проекта по реализации в московских колледжах программ прикладного бакалавриата ведет наш институт, в настоящее время проводятся активные консультации с заинтересованными ассоциациями работодателей, которые готовы поддержать проект.
- В чем преимущества реализации программ прикладного бакалавриата на базе ссузов?
- Изучение практики Болонского и Копенгагенского процессов убеждают нас в необходимости научного поиска многомодельных решений. Ведь за рубежом неуниверситетский сектор, где реализуются программы прикладного бакалавриата, – это крупные многофункциональные колледжи. Такой опыт доказал свою эффективность в Нидерландах, Бельгии, Германии, Швеции, Норвегии, Ирландии, Греции, Португалии, Дании и Финляндии. Целевая миссия таких программ - в развитии интеллектуального предпринимательства выпускников колледжей на основе полученного профессионального образования. Бакалавр - это не формат государственного диплома, а ценностная ориентация как основание профессиональной карьеры.
- Достаточно ли ресурсов у московских колледжей для реализации программ прикладного бакалавриата?
- По моему мнению, ресурсов достаточно. Практически каждый второй колледж Москвы работает в режиме экспериментальной площадки, где высококвалифицированные педагоги, методисты, воспитатели участвуют в разработке практико-ориентированных учебных программ, комплексного методического обеспечения, в том числе электронных учебников и образовательных технологий. Созданы экспертные советы с участием заказчиков кадров.
В штате колледжей работают кандидаты и доктора наук. Участвуя в экспериментальной деятельности, они сотрудничают с научными руководителями и консультантами ведущих научных организаций, в том числе, с отраслевыми НИИ. Кроме того, департаментом образования Москвы выделяется целевое финансирование на модернизацию учебно-производственного оборудования и инструментов.
- Как будет производиться отбор колледжей для участия в московском эксперименте?
- Все колледжи, которые захотят войти в «московский проект», должны будут подать заявку и аргументировать свое участие. Городская общественно-профессиональная комиссия департамента образования будет отбирать лучших среди претендентов. Педагогический персонал колледжей должен завершить обучение на курсах повышения квалификации по внедрению зачетно-кредитной системы обучения, освоению дистанционных технологий и воспитания предпринимательской этики. Немаловажно, что директора колледжей должны завершить перевод своих учебных заведений в статус автономного учреждения.
Один из ключевых показателей отбора колледжей для участия в проекте – материально-техническая база. В целом у московских колледжей она находится в хорошем состоянии, Департамент образования уделяет этому большое внимание.
- Какие сложности могут возникнуть при реализации проекта?
- Всегда есть проблема недостаточности, неполноты правовой базы. Мы уверены, что прикладной бакалавриат нужен, причем именно на базе колледжей, и надеемся на поддержку государственных структур, ассоциаций работодателей, молодежного правительства Москвы. Вместе с преподавателями и руководителями колледжей в проекте будут работать сотрудники НИИ РПО и учебно-методического центра департамента образования города Москвы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости