Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Весенний призыв 2010 года в России богат на слухи. Столкнувшись с серьезными проблемами в укомплектовании армии, министерство обороны ищет выходы, пытаясь расширить призывной контингент. Чем вызваны эти проблемы, и каковы пути их решения?
До лета Вооруженные силы должны пополниться 270 тысячами солдат. Примерно такое же число срочников было призвано и прошлой осенью - 271 тысяча человек. Следующей осенью число призывников возрастет - необходимо увеличить сокращение числа военнослужащих контрактной службы, и составит около полумиллиона человек. С большой вероятностью этот план не удастся полностью выполнить - количество молодых людей призывного возраста в России сокращается, а проблемы со здоровьем и многочисленные отсрочки отнюдь не позволяют забирать «под ружье» всех.
В результате МО рассматривает различные варианты решения проблемы. На поверхности лежат такие решения, как увеличение призывного возраста и срока службы, и не исключено, что оба этих варианта будут задействованы в 2011-12 годах.
Прибегать к таким мерам приходится не от хорошей жизни. Провал перевода армии на контракт вызван различными причинами. Среди них экономические - недостаточный уровень зарплат для кадровых солдат и сержантов, инфраструктурные - отсутствие приемлемого жилья и социальных объектов в местах дислокации многих воинских частей. А как результат - зачастую контрактная служба, по указанным выше причинам, не оправдывала ожиданий контрактников, которые вскоре увольнялись из армии. Для того, чтобы восполнить этот отток, военным приходилось прибегать к различным хитростям, включая «добровольно-принудительную» вербовку солдат срочной службы на контракт, с целью показать требуемые высшим руководством цифры контрактников.
В 2009 году эти проблемы затмила другая: экономический кризис заставил срезать расходы, и планируемое увеличение ассигнований на оборону не состоялось. В результате речь зашла о массовом сокращении уже имеющихся военнослужащих-контрактников. К 2012 году их число сократится вдвое и составит менее 100 тысяч человек.
Такое сокращение означает и провал с формированием кадрового сержантского корпуса. Анонсированный в самом начале военной реформы переход к сержантам и старшинам контрактной службы от прапорщиков и мичманов так и не состоялся - прапорщики и мичманы продолжают нести службу. Из остающегося числа контрактников значительную часть заберет ВМФ, ВВС и прочие рода войск, требующие подготовленных специалистов с относительно долгим сроком службы, и в итоге количество контрактников, которые достанутся сухопутным войскам и ВДВ будет явно недостаточно, чтобы укомплектовать ими все сержантские должности.
В результате налицо серьезное противоречие. С одной стороны руководство страны и вооруженных сил стремится (как минимум, декларирует стремление) к созданию постоянно укомплектованной кадровой армии, части и соединения которой способный вступить в бой в кратчайший срок. С другой - число солдат-срочников составляет примерно половину от общей численности ВС, и возрастет еще более, что накладывает серьезный отпечаток на боеготовность частей и подразделений. Высокая интенсивность подготовки, когда учения во многих частях проходят едва ли не еженедельно, решает эту проблему лишь отчасти - каждые несколько месяцев часть теряет почти половину солдат и все начинается сначала.
Такой разрыв ненормален, и «наверху» это прекрасно понимают, чем и объясняются заявления о намерении возобновить переход на контракт немедленно после окончательного выхода из кризиса. Пока же армии остается только пытаться с максимальной эффективностью использовать нынешних контрактников, и сманивать на контрактную службу наиболее подготовленных срочников, в расчете сохранить их как костяк для нового облика вооруженных сил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции