Рейтинг@Mail.ru
Леонид Драчевский: федеральные округа предотвратили развал страны - РИА Новости, 12.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Леонид Драчевский: федеральные округа предотвратили развал страны

Читать ria.ru в
В интервью корреспонденту РИА Новости Александру Куприянову вице-президент группы "ОНЭКСИМ",а 10 лет назад полпред "первого призыва" в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, подвел главные итоги десятилетия округов, рассказал о возможных путях их развития, а также вспомнил, как это было в мае 2000 года.

Федеральные округа, десятилетие которых отмечается в этом году в мае, до сих пор вызывают споры и дискуссии о своей эффективности и целесообразности. В интервью корреспонденту РИА Новости Александру Куприянову вице-президент группы «ОНЭКСИМ», а 10 лет назад полпред «первого призыва» в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, подвел главные итоги десятилетия округов, рассказал о возможных путях их развития, а также вспомнил, как это было в мае 2000 года.

- Леонид Вадимович, как вы считаете, в чем главный результат создания федеральных округов?

- Сейчас очевидно, что это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, со стороны президента, которое позволило упорядочить систему управления страной. Это было очень своевременное решение, потому что в 2000 году было очень непросто.

Страна, на мой взгляд, ходила по опасной границе, когда мог наступить распад (государства), когда были массовые проявления недовольства, которые могли привести к печальным последствиям. Надо было действовать быстро, надо было действовать эффективно, нужно было, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить, которые следят, чтобы жизнь людей не ухудшалась, а становилась лучше.

Институт полпредов в то время сработал эффективно и конструктивно, и мне так представляется, что в той ситуации это был шаг абсолютно оправданный и абсолютно необходимый.

Я горд, что был в то время в числе первых полпредов, которые сделали эту не совсем простую, но необходимую черновую работу.

- А что вызывало наибольшую обеспокоенность у федеральной власти?

- Множество вопросов. Одна из главных задач, которая была поставлена перед полпредами – привести законодательство в регионах в соответствие с федеральным. Разногласия были вопиющие. Например, в Туве конституция была принята раньше, чем конституция Российской Федерации. В этой связи никакого приведения в соответствие быть не могло. Это были просто два разных документа. Мы тогда сумели найти общий язык, обеспечить согласие в тувинском обществе. И новую Конституцию приняли, между прочим, самым демократическим образом – с широким обсуждением.

Хочу еще маленькими мазками продемонстрировать, как это тогда было.

Выборы региональной власти сопровождались кампаниями, которые часто напоминали игру без правил. Хорошим стилем было плюнуть в федеральную власть, обвинить ее во всех бедах и отвести от себя недовольство населения. В регионах - как бы защитники населения, а враги – в федеральной власти. Все это порождало отрицательное отношение к федеральному центру, который мог вылиться в сепаратизм.

И он уже практически начинался. Ни на Кавказе, ни в Калининграде, а у нас (в Сибири), в ряде регионов, были выстроены шлагбаумы на административных границах. Шлагбаумы и для того, чтобы не ввозили товары, которых якобы и так много, и для того, чтобы не вывозили дефицит. Все это оправдывалось (благовидными) причинами, а на самом деле за каждым шлагбаумом стояли люди, которые требовали деньги, чтобы открыть его или закрыть. То есть, все продолжали ввозить, но все стало стоить дороже. С введением института полпредов это быстро прекратилось.

Мне один из знакомых в Сибири сказал, что уже сам факт назначения полпредов как-то привел в чувства региональные власти и шлагбаумы были сняты в большинстве мест. Заранее. Ну, а кто (из губернаторов) не понял, тот это понял позже под влиянием разъяснительных бесед. Иногда такие беседы приходилось проводить лично.

Это несколько  маленьких примеров,  иллюстрирующих то положение, которые было в стране.

Хотя, надо отдать должное региональным руководителям, с которыми мне довелось работать в Сибири: несмотря на начальные расхождения, с большинством из них легко было находить общий язык, потому что было объединяющее чувство ответственности за регион, за людей, живущих в нем.

- То есть, правильно тогда писали СМИ, что Путин собирает Россию заново?

- Так оно и было. Страна стояла на грани распада, страна была после тяжелейшего дефолта (1998 года). Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям: вспомните хотя бы зарплаты, когда ее не выплачивали, вспомните размеры этой зарплаты.

Когда мы разрабатывали стратегию развития Сибири, у меня на встрече с журналистами спросили, что надо сделать, чтобы не было оттока населения. Я ответил: «Необходима достойная заработная плата». Меня спросили: «Что вы называете достойной заработной платой». Я ответил, что она должна быть у рабочего не меньше  10 тысяч рублей, что тогда было в 4 раза больше, чем в среднем по Сибирским регионам. Никто ничего не сказал, но я понял, что меня сочли за мечтателя. Сейчас эти цифры звучат смешно, но это замечательное свойство человеческой памяти – запоминать хорошее и освобождаться от тяжести.

- Зачем вообще нужны округа, если есть федеральная власть, региональная, прокуратура, в конце концов?

- Все тогда понимали, что нужны контрольные системы, системы предохранителей, которые могут держать местные власти не только в рамках закона, но и в рамках приличий. Может быть, лучше, когда такой баланс достигается также как и в развитых демократиях. Но пока мы идем в этом направлении, вопрос контроля за поведением власти по отношению к своим гражданам должен существовать.

- Как, по-вашему, будет меняться функционал полпредов в федеральных округах?

- В первое время полпредства были ориентированы на решение политических задач. Но, наверно, со временем функции полномочных представителей должны меняться. И они  меняются. Им больше придают экономический вектор…

- Дмитрий Козак, зампред правительства, об этом говорил…

- И, наверно, это правильно. Округа, все-таки, составлены таким образом, что они представляют собой экономико-географическое образование. Это не просто географическая нарезка, регионы в них достаточно гармонично связано. Назначать сейчас полпредами экономистов – это абсолютно правильно.

- Как вы оцениваете успехи полпредов в деле борьбы с коррупцией? Полпредам хватает власти для этого, как вы думаете?

- Я думаю, что у полпредов есть все инструменты для эффективной борьбы с коррупцией. Причем есть все полномочия не только для борьбы с коррупцией, но и вообще для защиты всех прав человека.

Но нам в наше время приходилось многие инструменты создавать на ходу – жизнь требовала. Так появились управления МВД по округам, подразделения генеральной  прокуратуры.

Но решение здесь не только в силовых методах. Чего нам тогда точно не хватало – это экономических рычагов. Тогда полпредства были сконцентрированы скорее на решение внутриполитических вопросов, нежели экономических.

- Как вы считаете, нужно ли ограничивать срок пребывания полпредов на своем посту?

- Трудно сказать. Это все зависит от человека. Есть люди, которые через четыре года, как ваш покорный слуга, уже чувствуют, что повторяются, чувствуют, что уже не так эффективны, как могли бы быть. Тут надо как-то изменить направление работы. С другой стороны, есть люди, которые много эффективно и плодотворно работают на одном месте.

Хотя на самом деле для власти сменяемость вопрос важный и серьезный.

- Кто и как вам озвучил предложение возглавить Сибирский федеральный округ?

- Путин предложил, и это было неожиданно. О создании округов я узнал из прессы. Я в то время был министром по делам СНГ. И хотя прочитал указ с интересом и пониманием, никак этот мундир к себе не примерял. А через несколько дней после этого, 17 мая, по-моему, мы вылетали с Путиным в Среднюю Азию, и в аэропорту Владимир Владимирович меня отвел в сторону и сказал, что есть такое вам предложение - стать полпредом в Сибирском федеральном округе. И я просто ответил «да». Вот и все.

Прилетев уже в Узбекистан, увидел, что пресса сообщила об этом назначении.

- Вы спрашивали тогда у президента: «Почему я?»

- Чтобы посеять сомнение? (смеется). Нет, я не задавал такого вопроса. Я понимал прекрасно, если такое назначение случилось, значит так надо. Времена были серьезные и раз президент, с которым многие связывали надежды на стабильность и порядок в государстве, мне предлагает…  Я просто сказал «да», и мы пошли работать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала