8 мая (25 апреля по старому стилю) Православная Церковь отмечает память Святого апостола и евангелиста Марка, епископа Александрийского, Аполлониадского, Вавилонского. Это день его мученической кончины.
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме.
По принятому православною Церковью преданию, Марк был из числа семидесяти учеников Иисуса Христа и сам был очевидцем некоторых событий из Его жизни.
Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов.
Из Книги Деяний Апостольских известно, что мать евангелиста Марка – Мария имела в Иерусалиме свой дом, примыкавший к Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. После вознесения Господня, во время гонения на христиан этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих и пристанищем для некоторых из Апостолов. В доме своей матери Святой Марк имел возможность сблизиться с самими Апостолами. Особенно близкие отношения были у него с Апостолом Петром, питавшему к нему отеческую любовь, о чем свидетельствует его послание, в котором называет Марка своим сыном.
Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их первом Апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия. Он был в приморском городе Селевкии, отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. Затем святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по велению Петра отправился в Египет. В Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом. Он составил чин Литургии для Александрийских христиан. Здесь он положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там апостола Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет (ок. 62-63).
Как свидетельствуют древние церковные писатели, Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников – епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре, во время богослужения, язычники напали на апостола, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.
Наутро толпа язычников снова повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.
Над мощами святого Марка в 310 г. была построена церковь, и они оставались в Александрии до IX века. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени, где они почивают и до сего времени.
Венеция почитает св. апостола своим первым просветителем.
Здесь же хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в "Откровении " св. Иоанна Богослова.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников