В соответствии с недавно принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», большое число образовательных учреждений перейдет в статус автономных. В регионах такая практика существует уже несколько лет. Об особенностях работы автономного учреждения в интервью РИА Новости рассказал директор Альметьевского политехнического техникума (Татарстан) Ильдар Багманов.
- Ильдар Раисович, как давно ваш техникум является автономным учреждением? Как повлиял на образовательный процесс новый статус?
- Татарстан одним из первых осуществил внедрение закона об автономных учреждениях. На основании приказа кабинета министров республики Альметьевский политехнический техникум стал автономным учреждением в 2008 году. Новый статус образовательного учреждения сказался на упрощении процедуры закупок для нужд образовательного процесса, возможности повышения квалификации преподавательского состава. Появилась и возможность поощрять лучших студентов не только из стипендиального фонда, который более чем скромен в большинстве учреждений среднего профобразования (СПО), но и из высвободившихся у техникума внебюджетных средств.
- Одним из плюсов автономии называют возможность более тесного сотрудничества с работодателями. Как оно реализовано в техникуме?
- В составе нашего наблюдательного совета на данный момент четыре представителя стратегического партнера техникума – компании «Татнефть». Мы и раньше старались поддерживать тесный контакт, но с переходом в статус автономного учреждения это взаимодействие поднялось на новый уровень. Сотрудники компании присутствуют на защите дипломов, руководители структурных подразделении «Татнефти» зачастую приглашаются в качестве председателей государственных аттестационных комиссий.
И, конечно же, самое главное – софинансирование, позволяющее обновлять и совершенствовать материально-техническую базу учебного заведения, ощутимая финансовая поддержка со стороны компании. В этом году из средств компании была учреждена особая стипендия 36 лучшим студентам техникума в размере 1,75 тысячи рублей.
- Повлияло ли взаимодействие на содержание образовательных программ техникума?
- Безусловно, ведь 20% содержания всех учебных планов и программ могут быть изменены работодателем. Обсудив на совместных совещаниях содержание подготовки студентов нефтяных специальностей, совместно со специалистами «Татнефти» и «Татбурнефти» мы разработали шесть новых рабочих программ по специальным дисциплинам. Помимо этого были откорректированы рабочие программы еще по 12 предметам, разработаны четыре интегрированных рабочих учебных плана, сочетающих подготовку по специальностям СПО и профессиям начального профобразования (НПО). На сегодняшний день наши выпускники кроме основной специальности получают дополнительно по две и более рабочих профессии.
- Насколько плодотворным в плане дальнейшего устройства выпускников оказывается сотрудничество автономного образовательного учреждения с работодателями?
- Студенты уже во время практики знакомятся с работой компании. Многие из них после этого остаются работать в тех же бригадах, где проходили практику. Для таких студентов у нас предусмотрено свободное посещение. Сейчас на четвертом курсе учится 12 человек, которые параллельно работают в буровых бригадах. Почти наверняка там же они будут работать и после выпуска. На сегодняшний день среди сотрудников компании «Татнефть» 4,9 тысячи – воспитанники Альметьевского политехнического техникума, 22 из них работают в аппарате управления компании, занимая руководящие должности: от заместителя генерального директора до начальников управлений. Мы надеемся, что в будущем таких специалистов станет больше.
Большинство наших выпускников продолжают обучаться по выбранной специальности заочно в вузах, часто по ускоренной форме обучения.
- Какой вы видите перспективу развития СПО в контексте все более тесного взаимодействия с работодателями?
- На мой взгляд, учреждения СПО будут все более профилироваться. Подготовка специалистов для нефтяной отрасли сейчас одинакова и в Ханты-Мансийске, и в Тюмени, и в нашем техникуме. Переход в статус автономного учреждения дает много новых возможностей для сотрудничества с работодателями, что будет непосредственно влиять на подготовку студентов. Ведь процесс добычи нефти отличается в разных регионах. Те же перемены ждут и другие специальности – например, строительные.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости