МОСКВА, 6 мая - РИА Новости. Осуществляемые государством программы по поддержке российского автопрома, в том числе по утилизации старых автомобилей и льготному кредитованию, дали эффект, на который, видимо, не рассчитывали ни российские производители, ни автодилеры. Спрос на новые автомобили в настоящее время настолько велик, что потребителю приходится месяцами стоять в очереди за покупкой.
Как рассказали РИА Новости представители дилеров и производителей автомобилей, ситуация может исправиться к лучшему уже к осени этого года, благодаря пониманию ситуации автопроизводителями и улучшению условий кредитования банками автодилеров.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи машин в марте 2010 года в России выросли на 38,4% по сравнению с февралем текущего года - до 126,7 тысячи автомобилей. Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян пояснял, что в марте на рынке наблюдалось значительное оживление связанное не только с традиционными сезонными факторами, но и началом работы схемы по утилизации автомобилей, возвращением кредитных ставок к докризисным значениям, стабилизацией курса рубля, а также продлением программы по субсидированию кредитов.
Очередь за дефицитом
Президент Ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин заявил, что в настоящее время на рынке образовался дефицит новых автомобилей по большинству марок и моделей. "Наиболее дефицитные сейчас автомобили - это те, которые участвуют в госпрограммах, в частности, программе утилизации - это автомобили сегмента low-cost и эконом-класса - Lada, Renault, Ford", - отметил он.
Официальный представитель автодилера Genser также подтвердил, что ряд популярных моделей перешли в разряд дефицитных. По его словам, на всех желающих не хватает Ford Focus всеволжской сборки, Mazda3, Mazda6, СX-7, Volkswagen Golf, Volkswagen Jetta, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Teana, Nissan Almera Classic, Opel Astra, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Aveo, Chevrolet Cruze, Infiniti G coupe, Infiniti FX, Infiniti G cabrio и других.
Существует несколько причин такого дефицита, сообщил РИА Новости главный управляющий директор розничного подразделения компании "Рольф" Сергей Щербинин. Во-первых, по его словам, на фоне высокого спроса автокомпании не спешат увеличивать объемы производства. Во-вторых, производственный заказ на ряд моделей делался исходя из очень аккуратных прогнозов, отмечает Шербинин.
В тоже время в компании Genser добавили, что покупатели предпочитают некоторые модели заказывать в производство, а не брать имеющиеся в наличии. Таким образом, от момента заказа до получения автомобиля проходит не менее трех месяцев, а если выбор пал на одну из популярных моделей, которая, к тому же, жестко квотируется, то и срок ожидания растет.
В свою очередь, директор по внешним связям ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Буренков подтвердил наличие очередей на автомобили Lada в салонах дилеров. "Сегодня есть очереди на Lada. Они вызваны ажиотажным спросом, но он основывается не только на программе утилизации", - отметил он. По словам Буренкова, в зависимости от модели и комплектации, средний срок ожидания составляет от двух до четырех месяцев. "Здесь необходимо отметить, что впервые "АвтоВАЗ" производит машины, ориентируясь на заявки дилеров", - добавил он.
Надо немного подождать
По мнению экспертов, ситуация начнет исправляться уже во второй половине текущего года. Щербинин считает, что ситуация может выровняться к осени, "но несмотря на оживление, рынок уже не является таким же эластичным, как до кризиса, когда сколько бы дополнительных квот популярных моделей мы не получали, они всегда находили своих покупателей".
Буренков также подтвердил, что с июля-августа ситуация в салонах начнет стабилизироваться. По его словам, для того чтобы удовлетворить спрос на свою продукцию, "АвтоВАЗ" увеличил производственную программу, ввел дополнительные смены и рабочие субботы.
При этом Гулин добавил, что сейчас ситуация складывается так, что продажи зависят не от спроса, а от наличия определенных автомобилей, но в сентябре она должна исправится.
Квоты и кредиты
Во время кризиса многие автопроизводители пошли на встречу дилерам и стали поставлять машины без предоплаты, но преимущество есть у тех продавцов, которые могут работать по предоплате, а не по квотам, сказал Гулин.
"То количество автомобилей, которое дилеры получают сейчас, не всегда позволяет удовлетворить все клиентские заявки. А чем дальше находится завод, тем больше времени может пройти до поставки следующего заказа", - в свою очередь добавил Щербинин.
По мнению экспертов, вносить сейчас предоплату за автомобили, чтобы обойти квоту дилерам достаточно сложно, поскольку оборотных средств мало, а кредиты в банках дороги.
Ситуация на рынке кредитования постепенно стабилизируется, отмечает Гулин. "Сейчас дилеры все чаще берут кредиты в банках, поскольку условия банков улучшаются, но это происходит медленно", - заключил он.