Тамара Бараненкова
Режиссер Ли Дэниэлз, который в свое время продюсировал «Бал монстров» и «Дровосека», привез в Россию свой новый фильм – душераздирающую драму «Сокровище». В своей не дебютной, но первой по-настоящему громкой картине он бичует язвы американского общества и пытается доказать, что внешность – не главное.
Время действия – 1987-й год. У шестнадцатилетней школьницы из Гарлема Кларисы по прозвищу «Сокровище» проблем в жизни хватит на троих – как и лишнего веса. Она беременна вторым ребенком от собственного отца-насильника, за это ее ненавидит и с необыкновенной жестокостью (и, надо сказать, неповторимым афро-американски колоритом) гнобит безработная мать. С учебой при жизни такой, понятное дело, тоже не складывается - и это только начало списка. В конце концов, Сокровище переводится в альтернативную школу, где вместе с группой таких же бедолаг, как и она сама, учится читать, писать и налаживать отношения с людьми, попутно понимая, что она не так уж тупа и никчемна, как убеждал ее все эти годы окружающий мир.
Свое «сокровище», теперь очень популярную в Штатах актрису Гэбори Сидибе, Дэниэлз искал среди более четырехсот кандидаток, но выбор был сделан мгновенно: «Она сразу же покорила меня, в ней была душа, - рассказал режиссер. - Я очень горд работой с ней».
Кстати, несколько ролей второго плана достались «звездным» друзьям Дэниэлза, среди которых - Мэрайя Кэрри, сыгравшая работницу социального обеспечения с измученным лицом, и Ленни Кравитц, исполнивший роль медбрата. В романе Сапфир именно ему принадлежит коронная фраза «Тужься!». Спродюсировала картину Опра Уинфри.
Парадоксально в «Сокровище» то, что вопреки доведенному до абсурда числу валящихся на героиню бед, депрессивным его не назовешь. За это он, кстати сказать, так и полюбился американской критике. С одной стороны, эта картина – настоящая кунсткамера душевных уродств и пороков (тут вам и насилие, и инцест, и лицемерие, и жестокость). С другой, складывается впечатление, что чем выше градус несчастий, тем с большим упорством Дэниэлз разгоняет тучи на небе, добавляя то юмора (вполне в духе «черных комедий»), то лирики. Да и Сокровище, несмотря на свое напускное тугодумие, замкнутость и молчаливость, становится по ходу фильма по-своему симпатичной и вызывает уже не только жалость, но и симпатию.
Что касается скрытых смыслов, метафор и многозначных образов, то в этом плане фильм элегантен, как рояль (или как его главная героиня): плохое есть плохое, а хорошее - хорошее, но ведь и в роялях есть своя прелесть.
А у российского зрителя есть выбор: или решить, что все эти только американцам понятные реалии (вроде докучливых, но бессильных социальных работников или постоянной жизни на одно пособие по безработице) имеют к нам отношение такое отдаленное, что и говорить тут не о чем. Или - согласиться с режиссером, который уверен: «Темы фильма – физическое и сексуальное насилие, безграмотность, уважение к себе, человеческое достоинство, стремление выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле, смотреть в зеркало и уважать себя – универсальны и касаются каждого. В этом смысле эта история универсальна». Кажется, однозначного ответа тут нет.
Фильм «Сокровище» выходит в прокат 6 мая.