Рейтинг@Mail.ru
Ахмадинежад превратил ядерный форум в театр одного актера - РИА Новости, 05.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ахмадинежад превратил ядерный форум в театр одного актера

© REUTERS / Shannon StapletonПрезидент Ирана на пресс-конференции в Нью-Йорке 4 мая 2010 г.
Президент Ирана на пресс-конференции в Нью-Йорке 4 мая 2010 г.
Читать ria.ru в
Дзен
Второй день обзорной конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия еще отчетливее чем первый показал, что главным действующим лицом этого международного дипломатического действа, безусловно, стал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.

НЬЮ-ЙОРК, 5 мая - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Второй день обзорной конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) еще отчетливее чем первый показал, что главным действующим лицом этого международного дипломатического действа, безусловно, стал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Если накануне, все внимание было приковано к его словесной дуэли с госсекретарем США Хиллари Клинитон, то во вторник иранский лидер выступал соло, причем в более комфортных, нежели трибуна Генассамблеи ООН, - на пресс-конференции, где его уже не могли стеснить никакие временные рамки регламента.

При этом в его ответах на вопросы журналистов помимо жесткой и предсказуемой антизападной критики прозвучали и действительно важные заявления, ставшие новостями. Иранский президент заявил, что его страна не собирается выходить из ДНЯО, как это сделала Северная Корея, проведя ядерные испытания; что Тегеран готов обсуждать на переговорах условия обмена своего низкообогащенного урана на ядерное топливо для исследовательского реактора; что Иран не боится ни санкций, ни военного нападения и что в случае нападения бросит в агрессора камень, очевидно намекая на имеющиеся у него ракеты разных классов; а также предупредил Израиль, что если тот начнет новую войну на Ближнем Востоке, то она станет концом еврейского государства.

Соло напротив ООН

Действительно, ни один из участников конференции не привлек столько внимания прессы и дипломатов, сколько Ахмадинежад - даже после неожиданного переноса места его пресс-конференции журналисты битком набили зал в отеле "Миллениум", напротив здания ООН, где она должна состояться изначально. Примечательно, что американская Сикрет сервис, охранявшая Ахмадинежада, по указанию иранского постпредства при ООН жестко отсекала многочисленных дипломатов из разных стран, пытавшихся войти в гостиницу: "Только для журналистов", - говорили американские охранники и вопросительно смотрели на иранских дипломатов в ожидании команды о том, пропускать следующего в очереди, или нет.

После выступления в понедельник, в котором Ахмадинежад заявил, что Иран согласен обменять свой низкообогащенный уран на ядерное топливо, произведенное за рубежом - в России и Франции, все ждали пояснений о том, на каких условиях это может быть сделано - ведь ранее Тегеран уже давал согласие на такую сделку, но потом выставлял дополнительные условия и дезавуировал предыдущие заявления.

Россия ждет от Ирана гибкости 

За три часа до пресс-конференции иранского лидера прозвучала первая реакция России на его выступление на форуме по ДНЯО. Возглавляющий на конференции российскую делегацию замминистра иностранных дел Сергей Рябков, отвечая на вопрос РИА Новости, заявил, что Москва рассчитывает на большую гибкость Тегерана.

"Пока, к сожалению, подходы сторон к тому, на какой основе, когда, где и в каком количестве осуществлять обмен ядерными материалами, не удалось свести к единой позиции. Но мы продолжаем работать и рассчитываем на дополнительную гибкость в том числе с иранской стороны - я хочу это особо подчеркнуть", - сказал Рябков.

Россия совместно с США, Францией и под эгидой МАГАТЭ в октябре прошлого года разработала проект соответствующего соглашения об обмене ядерного топлива на иранский низкообогащенный уран.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон накануне заявила, комментируя выступление Ахмадинежада, что не доверяет словам иранского лидера о согласии на обмен, напомнив, что Иран неоднократно делал по этому поводу "путанные и противоречивые заявления". Тем не менее, она сказала, что если Тегеран даст четкий и конструктивный ответ на предложенный проект обмена урана на ядерное топливо, то Вашингтон приветствовал бы его.

Ахмадинежад готов обсуждать условия 

Ахмадинежад на пресс-конференции во вторник не стал говорить о том, на какие условия он согласился бы, но совершенно четко заявил, что готов обсуждать условия на переговорах - очевидно с "шестеркой" (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, ФРГ) и МАГАТЭ. До того Иран настаивал на том, чтобы проводить обмен по предложенной им схеме - не всего объема урана и только на иранской территории, что не устраивало Запад.

"Мы готовы обменять наш 3,5-процентный уран на 20-процентное топливо. Мы готовы к переговорам, в ходе которых можно согласовать условия. Мы готовы заплатить за это столько, сколько потребуется...Если другие страны ("шестерки") проявят хотя бы минимум искренности, то обмен будет произведен", - сказал Ахмадинежад.

Он подтвердил, что Тегеран способен производить уран, обогащенный до уровня в 20%, но при этом готов отказаться от этого производства, если будут согласованы приемлемые условия поставок ядерного топлива из-за рубежа.

Иран из ДНЯО не выйдет

Японская журналистка задала вопрос: не выйдет ли Иран, как это сделала Северная Корея, получив материалы для ядерной бомбы, из Договора о нераспространении ядерного оружия? Любой ответ Ахмадинежада был бы как минимум важнейшей новостью, а ответ "выйдет" - сенсацией.

Однако иранский лидер успокоил многих.

"Мое присутствие здесь (на конференции по ДНЯО в Нью-Йорке) свидетельствует, что мы, конечно, хотим пересмотреть Договор о нераспрастронении ядерного оружия, но мы останемся активным членом ДНЯО и МАГАТЭ", - сказал Ахмадинежад.

Это заявление напомнило о целом ряде предложений, который накануне сделал Ахмадинежад по реформе мировой системы ядерной безопасности. Как и в понедельник, на этой пресс-конференции он вновь заявил о несправделивости того, что одни страны могут иметь ядерное оружие и лишать других прав на мирный атом, о "недемократичности" Совета безопасности ООН. Досталось от Ахмадинежада и генсеку ООН Пан Ги Муну, которого иранский лидер, встречавшийся с ним накануне, обвинил в необъективности и прозападности.

"Я думаю, если бы штаб-квартира ООН находилась бы в Тегеране, а Иран был бы постоянным членом Совета безопасности, генсек ООН по-другому говорил бы с Ираном", - сказал он.

Отреагировал иранский президент и на обнародование Пентагоном данных о числе боеголовок США, заявив о необходимости создания международного независимого органа, который контролировал бы число ядерных боезарядов ядерных держав и проверял бы соответствие их реального числа заявленному. Признав, что сокращение атомного арсенала США является фактом позитивным, он поставил под сомнение честность Вашингтона.

Камень за пазухой

Иран не боится ни новых санкций, ни военного вторжения, заявил Ахмадинежад. И пригрозил ответить потенциальным агрессорам "камнем".

"Мы сможем противостоять санкциям и решить эту проблему, санкции никогда не останавливали нас от реализации нашего права на мирную атомную энергию", - сказал президент.

При этом, по его словам, в случае введения новых санкций Совета безопасности ООН отношения с США будут испорчены навсегда и окончательно.

Кроме того, он отметил, что "Иран не боится войны, не боится военного вторжения со стороны какого бы то ни было государства".

Вместе с тем, он сказал, что сам "не говорит о том, чтобы вести войну", когда предупреждает США об опасностях, которые возникнут перед Вашингтоном в случае продолжения нынешней политики.

"Я говорю не о войне, а о тех политических проблемах, которые возникнут у господина Обамы, таких же проблемах, которые возникли у Буша", - заявил иранский лидер.

"Если какая-то страна нападет на нас - хотя я думаю, что это крайне маловероятно - но если какой-то режим или какая-то страна нападет на нас, то наша страна не будет просто сидеть и наблюдать или аплодировать - она бросит в ответ камень", - сказал Ахмадинежад. И через паузу добавил: "или "эквивалент" камня".

Очевидно, Ахмадинежд намекал на ракетный потенциал, испытания которого Иран регулярно проводит. США и Израиль крайне опасаются иранских ракет разного класса, дальность полета которых может достигать, по разным оценкам, двух тысяч километров, а стало быть, такой "эквивалент камня" может нанести серьезный ущерб Израилю.

Ахмадинежад продолжил развивать и одну из своих излюбленных тем - антиизраильскую. Благо вопросы западных журналистов к этому располагали. Многих интересовала позиция Ирана по теме создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке, чему препятствует позиция Израиля, обладающего, по подозрению международного сообщества, ядерным оружием (что сам Израиль не подтверждает, но и не отрицает). Ахмадинежад заявил, что Тель-Авив располагает 200 ядерными боезарядами и представляет угрозу странам региона. При этом он предупредил, что если правительство Израиля начнет новую войну на Ближнем Востоке, это будет означать конец еврейского государства, и заверил, что будет на стороне тех стран, в отношении которых Тель-Авив может проявить агрессию.

"Начало новой войны (Израилем)... приведет к его концу. Шансы победить у Израиля равны нулю - и в Ливане, и в Сирии, и даже в Газе. Это будет последняя война, и это будет конец (Израиля)" - сказал иранский лидер.

Актер уехал, спектакль продолжается. После отъезда Ахмадинежада из Нью-Йорка конференция будет продолжаться еще три недели. Однако во многом главная ее интрига будет связана все равно с Ираном. Успех или провал форума по ДНЯО во многом зависит от того, как будет решен иранский вопрос. Несмотря на массу нелицеприятных заявлений сделанных как иранским президентом, так и в его адрес представителями западных стран, в том числе госсекретарем США Клинтон, некоторый сдвиг с мертвой точки произошел: первое лицо Ирана заявило во всеуслышание о готовности возобновить переговоры, при этом глава американской дипломатии не отвергла эту идею в корне, а напротив, дала понять, что ждет детальных пояснений - хоть и напомнила о прежних уловках Тегерана в похожих обстоятельствах.

Как рассказали РИА Новости дипломаты, сейчас фактически работа над текстом санкционной резолюции по Ирану, которая началась по инициативе США, заморожена. При этом очевидно, что сделанные на форуме в ООН туманные намеки Ахмадинежада на возможность возобновления диалога с "шестеркой" и МАГАТЭ даст новые аргументы противникам ужесточения санкций. Однако эти аргументы, которые предложил Ахмадинежад, он же сам способен и перечеркнуть, если заявления о готовности к диалогу так и останутся лишь словами. Словом, финал иранской постановки зависит от одного актера.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала