Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
С 3-го по 28-е мая ООН снова погрузится в проблемы нераспространения ядерного оружия: в Нью-Йорке открывается очередная конференция по обзору соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). С тех пор, как он был подписан в 1968 году, воды нераспространения прогрессирующе мелели, и еще ни одна аналогичная конференция (их собирают раз в пять лет, нынешняя будет уже восьмая) не отличилась особыми достижениями. И это еще сказано с большой натяжкой. Последняя, 2005 года, вообще закончилась так, словно договора и не было. Стороны разве что не передрались, но в любом случае не пришли к согласию ни по одному вопросу. И не могут придти до сих пор.
Участникам нью-йоркской встречи, в двух словах, предстоит решить даже не что делать, дабы не возникло еще несколько ядерных держав. С этим более или менее все ясно - надо укрепить режим уже существующего договора. Здесь проблема не «что», а «как».
Разногласий между подписантами (группами и порознь) столько, что согласовать, как именно надо укрепить этот режим, кто и что для этого должен предпринять и чем пожертвовать - задача потруднее создания ядерной бомбы с нуля. Делать обзор «достижений» - значит терять время. Если не считать 1995 года, когда на очередной конференции было решено превратить ДНЯО в бессрочный договор, то никаких достижений и не было. Соблюдение тоже хромало, хотя за тем, чтобы бомбы и технологии не расползались по миру, мы вроде и следим уже почти 60 лет.
С конца 1940-50-х ядерные державы пытались ограничить членство в эксклюзивном мировом военном ядерном клубе и подвигнуть претендентов исключительно на «мирный атом». На момент подписания ДНЯО (на сегодня это сделали 188 стран) в этот клуб монополистов входила Большая Пятерка - Британия, КНР, СССР, США и Франция (хотя формально Пекин и Париж присоединились к договору только в 1992 году). Но с середины 1970-х пошел процесс расширения. Индия провела первое испытание в 1974-м (в 1998 испытала ядерные и термоядерные заряды). Пакистан «бахнул» тоже в 1998 году. В 2006 провела первое испытание Северная Корея. Бомба есть и у Израиля (от 100 до 200 современных ядерных боезарядов), и хотя он сам это не признает, но и не опровергает. При этом Израиль, Индия и Пакистан не являются участниками ДНЯО. В 2006 Иран объявил, что завершил разработку технологий производства ядерного топлива в лабораториях. Работы по созданию бомбы вела ЮАР (есть сведения, что она испытала устройство совместно с Израилем в 1979), но затем прекратила и присоединилась к ДНЯО. Экспериментировали с оружейными ядерными материалами Ливия, Ирак, Тайвань, Сирия. Но, по разным причинам, эти эксперименты были прекращены.
Есть и еще одна, специальная группа «квазиядерных» стран, которые имеют технологии для производства оружия, но не идут дальше этого по политическим или экономическим соображениям. Это Аргентина, Бразилия, Египет, Республика Корея, Сирия и все те же Ливия и ЮАР. Если верить главному надзорному органу ООН по соблюдению ДНЯО - МАГАТЭ, при желании в общей сложности 30 стран мира в состоянии присоединиться к ядерному клубу. Одни - через неделю, другие - через несколько месяцев или лет. ДНЯО, иными словами, уже давно не есть эффективный заслон на пути ядерного распространения, каким он задумывался. То, что ДНЯО вообще есть, и это уже хорошо само по себе - не очень убедительное оправдание ничегонеделания.
Договор и впрямь можно ругать бесконечно. Но, с другой стороны, он все же обозначил примерные рамки поведения на ядерном пространстве. Их надо теперь чем-то укрепить. Иначе перспективы для мира могут быть катастрофическими. И главная беда здесь даже не в главных игроках «ядерного клуба» - России, США. Британии, Франции и Китае. Навряд ли кто сейчас поверит, что они применят сами ядерное оружие.
Беда в другом. Беда в том, что в катастрофу мир могут ввергнуть «пороговые государства». По причине избыточного «синдрома бдительности». Израиль уже дважды наносил удары по «подозрительным» ядерным объектам в соседних ближневосточных странах. В 1981 году был разрушен объект в Ираке, в 2007 израильтяне бомбили «ядерные цели» в Сирии. США, при Буше-младшем, между прочим, вторглись в Ирак тоже под предлогом уничтожения ОМУ. Навряд ли, однако, еще один удар Израиля - удар по Ирану - Ближний Восток выдержит без катастрофических последствий.
Встреча 3-28 мая, как полагают, будет переломной. Должна быть переломной. На кону ведь судьба ДНЯО в частности, и нераспространения - в целом. Договор и так уже трещит по швам в промежутках между и на каждой обзорной встрече.
О необходимости укрепить его режим говорят уже давно. Но вся проблема в том, что для этого надо: либо что-то коренным образом менять в договоре (делать его более обязательным и жестко контролируемым) или вообще готовить новый (а это слишком затруднительно); либо круто менять поведение «ядерных стариков». Они могли бы подавать пример «смелым» разоружением (а мы только-только дошли до контроля и «консервирования» ядерных боеголовок). Либо же - дожимать ядерных претендентов (типа Ирана и Северной Кореи) и вводить против них жесткие санкции, чтобы и другим неповадно было. К тому же необходимо, чтобы были, наконец, одобрены «сопутствующие» договоры, типа Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года и Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов. Последний пока находится в стадии разработки. Первый до сих пор не ратифицирован сенатом США.
Большая надежда сейчас на администрацию Барака Обамы. Он все-таки обещал заняться ядерным разоружением и контролем. При Буше и ДНЯО, и договор о всеобъемлющем запрете на ядерные испытания были почти что табу. И ничего реального в плане ядерного разоружения не предпринималось. Америке надо было бороться с терроризмом, и ни о чем другом Вашингтон не хотел и слышать. Теперь администрация вроде понимает, что нераспространение - это та же борьба с терроризмом, только плюс еще и ядерным. И в программе администрации ядерное разоружение стоит одним из главных пунктов. Это может привлечь к ядерному нераспространения развивающиеся страны. До сих пор многие из них считают, что «нераспространение» есть всего лишь видоизмененный диктат развитых государств и нежелание делиться монополией на атом - и мирный, и военный.
В общем, проблем здесь столько, что уже ясно - за одну конференцию все их сразу решить не получится. Да и не бывает такого с ООН, чтобы сразу удалось найти общий знаменатель для мнений 188 государств. Но начинать надо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции