МОСКВА, 30 апр - РИА Новости. Инициатива объединения "Газпрома" и "Нафтогаза", с которой неожиданно выступил в пятницу накануне майских праздников премьер-министр РФ Владимир Путин, вызвала раскол среди российских экспертов. Одни называют это серьезным успехом РФ, который откроет дешевый путь для транзита газа в Европу, другие полагают, что это принесет России только лишние проблемы в виде огромных затрат на модернизацию украинской ГТС.
Эксперты разошлись во мнениях и о схеме возможного объединения компаний, допуская самые разные варианты, - СП, поглощение "Газпромом" "Нафтогаза" или управление украинской ГТС в формате РФ-Украина без Евросоюза.
Сенсация и собственные ворота в Европу
С оптимизмом смотрит на возможное слияние гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
"Если это так, то это мега-сенсация. Это означает, что едва ли не впервые за последние много лет мы одержали очень серьезную победу во внешней политике. Получим газовую трубу и собственные ворота в Европу объемом минимум 140 миллиардов кубов (транзитная мощность ГТС Украины)", - сказал он.
Вместе с тем эксперт указывает, что неправильно говорить об объединении, так как компании несопоставимы как по капитализации, так и по направлениям деятельности.
"По сути, может произойти только поглощение "Газпромом" "Нафтогаза". И если речь идет о таком варианте, то это сенсация в десять раз более громкая, чем сделка "газ в обмен на флот", - говорит Симонов.
По его мнению, речь может идти о передаче "Газпрому" ГТС Украины - в таком случае это будет не консорциум, который предполагал тройственное участие (РФ, Европа, Украина), а возможное в перспективе прямое управление Россией украинской транзитной системой.
Однако получить дешевый путь транзита газа в Европу, России придется потратить деньги на модернизацию украинской ГТС, напоминает эксперт.
"Осталось только вложиться в модернизацию ГТС, а это порядка 3 миллиардов долларов, и мы получим трубу объемом 141 миллиард кубов с возможностью расширения до 170 миллиардов", - сказал Симонов. По его словам, Украина, со своей стороны, должна гарантировать, что "Газпром" останется собственником ГТС не только на период президентства Виктора Януковича.
С другой стороны, возникает вопрос о целесообразности реализации проекта "Южный поток", который должен исключить Украину из транзитной схемы поставок газа из РФ в Европу.
"Мы очень активно развивали "Южный поток", который мог бы избежать транзита через Украину. Еще вчера мы были уверены, что Украине осталось быть транзитером еще семь-восемь лет, и все... Теперь ситуация меняется радикально. Но возникает вопрос - зачем нужен "Южный поток?", - говорит Симонов.
Реальнее СП, а не слияние
Главный аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин более сдержан в оценках, отмечая, что перспективы и схемы объединения неясны.
"Какая будет схема этого объединения - СП, совместный венчур или другое - понять пока сложно, потому что деталей нет, они будут озвучены после майских праздников. Но в целом, полагаю, работа будет идти именно по направлению получения максимальной выгоды, как для российской стороны, так и для украинской", - отмечает он.
По словам эксперта, Украине важна скидка в цене на газ, плюс платежи, которые "Нафтогаз" получает за транзит российского газа. Выгода России заключается в надежном транзите своего газа, плюс, возможно, в выходе на новый рынок - украинский.
Наиболее реалистичным Лютягин считает вариант с созданием совместного предприятия "Газпрома" и "Нафтогаза", которое будет работать на территории Украины. "Но я думаю, что это, по сути, будет управление ГТС в формате Россия-Украина (без участия Европы), с возможностью для Украины получать дешевый газ", - добавляет он.
НАК в нагрузку
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, со своей стороны, считает, что возможное объединение принесет России в целом и "Газпрому" в частности только проблемы.
"Во-первых, сложно будет Украине через Раду провести это решение. Во-вторых, НАК реально в очень плохой ситуации, перед ним стоят риски банкротства", - отмечает он.
Правосудов добавляет, что на внутреннем рынке Украины низкие цены на газ, и "Нафтогаз" работает себе в убыток.
"Они (НАК) повесят эту проблему на "Газпром" - цены по-прежнему будут низкие на внутреннем рынке, за газ будет фактически платить "Газпром". Я не думаю, что "Газпром" под этим подпишется", - рассуждает эксперт.
Кроме того, газотранспортная система Украины сильно изношена, и в нее нужно вкладывать огромные деньги. По мнению Правосудова, вариант модернизации ГТС посредством консорциума с участием Европы более оптимален - он поможет разделить риски и расходы. Получать контроль над ГТС сейчас невыгодно России - столь значительные капвложения сопряжены с риском в текущей экономической ситуации на Украине в целом и в "Нафтогазе" в частности.
"С учетом политической ситуации на Украине слияние "Газпромома" с "Нафтогазом" скорее нереально... Для "Газпрома" это будет нагрузка, особых выгод в ближайшей перспективе я не вижу", - заключил эксперт.