Тамара Бараненкова
Американские комиксы, французские банд десине, японская манга… Искусство рассказывать истории при помощи последовательности рисунков существует по всему миру не один десяток лет. В Америке оно одно, во Франции - другое, в Японии – третье, но везде со своей историей, традициями и неповторимыми чертами. А вот в России комиксы - явление совсем юное. В Советском Союзе "историй в картинках" практически не существовало, да и в постсоветские годы они воспринимались скорее как детское развлечение. Ситуация менялась постепенно, тем интереснее посмотреть, что такое российские комиксы сегодня и чем они отличаются от своих зарубежных "собратьев".
Благо повод для этого есть: в Москве проходит фестиваль рисованных историй "КомМиссия". C 30 апреля начала работу площадка на Винзаводе, а 1 мая откроет свои двери Центр Современного Искусства М’АРС.
О фестивале
Когда-то "КомМиссия" возникла как "одноразовое" мероприятие. "Его создатели поездили по всему миру и побывали на разных фестивалях, а после решили попробовать сделать что-то такое и у нас, в России, где подобных мероприятий никогда не было", - рассказала одна из организаторов фестиваля, культактивист Анастасия Грабах. И вот результат: в этом году "КомМиссия" проходит уже в девятый раз и во второй - сразу на двух площадках. В Центре Современного Искусства М’АРС мы увидим работы комиксистов из Аргентины, Германии и Италии, а в цехах Белого и Красного на Винзаводе, главной площадке "КомМисии", - из Японии, США, Италии, Южной Кореи и Польши. Так что программа фестиваля получилась по-настоящему интернациональной, а вот его главная тема этого года – манга – пришла к нам из Японии.
"Японские комиксы", пожалуй, один из тех редких случаев, когда восточная культура успешно ведет экспансию на Запад, а не наоборот. Сегодня поклонники манги и аниме (мультфильмов на их основе), а также мангаки (художники) есть и в Европе, и в Штатах, и у нас. На "КомМисию" рассказать и показать, что такое манга, приедет известный японец Сугихара-сан – автор популярной серии "Первый отряд", которая скоро появится в российских книжных (кстати, снятый на ее основе аниме, совместную работу российских и японских аниматоров, скоро обещают показать в "Закрытом показе" на Первом). Свою версию манга – манхуа – покажут художники из Южной Кореи.
Но только мангой дело не ограничится. Сразу три выставки комиксов приедут к нам из Италии. Тех, кто в теме, порадуют имена гостей: это Фрезатто, Барбуччи и Аусония – последний к тому же даст мастер-класс. Польша покажет экспозицию "Старые псы / Молодые волки", состоящую из лучших комиксов страны по версии фестиваля комиксов в городе Лодзь, а Аргентина "похвастается" выставкой "200 лет аргентинскому комиксу".
Ну и куда же без Америки! Как бы то ни было, в сознании большинства из нас комиксы – это истории из жизни Супермена, Бэтмена или Железного человека. Так что продолжим судить о комиксах "по обложке": лучшие из них, победителей одной из главных наград индустрии Eisner Awards, можно будет найти на Винзаводе.
Отметит "КомМиссия" и "Ночь в музее", главные события которой пройдут в Центре Современного Искусства М’АРС. Сначала посетители смогут послушать лекцию "Искусство Комикса и современное искусство в современной России" художника Георгия Литичевского, а затем – посмотреть перфоманс аниматора Елены Ужиновой, которая "оживит" свой комикс с помощью актрисы, танцоров и музыкантов, а также мультфильмы, созданные зарубежными и отечественных художниками.
О российских комиксах
Большая часть работ, вошедших в конкурсную программу "КомМиссии", сделана российскими комиксистами.
Наши комиксы – явление совершенно особенное, считает Анастасия Грабах. Если за рубежом существует многолетняя, сложившаяся традиция и понимание, как и что рисовать, то у нас на их месте – сплошные пробелы. Но именно поэтому российский художник – будь то любитель или профессионал – не ощущает на своих плечах того давления, которое неминуемо чувствует японец или американец.
"Нас часто приглашают на иностранные фестивали и очень удивляются, насколько самобытны наши комиксы, говорят, что это совершенно ни на что не похоже. У нас нет традиции, которая довлела бы над художником, и поэтому все художники – разные. Сегодня в России много авангардного комикса, что лично меня очень радует", - говорит Анастасия Грабах.
Другая особенность российских "рисованных историй" - зарабатывать ими на жизнь в нашей стране по-прежнему нельзя. Это в Японии мангака может жить за счет "многосерийных рисунков", печатающихся в журнале из номера в номер, у нас даже "профессиональные" комиксисты зарабатывают на жизнь другим - как правило, дизайном, рекламой или мультипликацией. Впрочем, эти минусы работы художника в каком-то смысле являются плюсами для его зрителя: комиксисту не приходится гнаться за количеством рисунков, жертвуя качеством реализации своих идей. Среди "профессиональных" комиксистов, участвующих в фестивале, – его идейный вдохновитель Хихус, чьи комиксы стали популярными еще во времена журнала "Птюч", Константин Комардин и единственный российский мангаки Богдан - автор известной серии "Ника" и соавтор серии "Скунс и оцелот".
Но принципиальная позиция организаторов – принять участие в фестивале может любой, чьи работы понравятся оргкомитету (заявку на сайте нужно оставлять за полгода до начала "КомМиссии"), так что на фестивале будет много молодых, новых имен, начинающих художников и просто людей, решивших попробовать себя в жанре комикса.