Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Война 1812 года, двухсотлетие которой Россия будет отмечать через два года, стала не только первой Отечественной, но и представила целую плеяду выдающихся офицеров и генералов, о которых спустя столетия не стоит забывать благодарным потомкам. В этом ряду, безусловно, стоит генерал-лейтенант Николай Тучков, коему 27 апреля исполнилось бы 245 лет.
Он происходил из старинной дворянской семьи, давшей стране немало военных. Был таковым и его отец, Алексей Васильевич Тучков, генерал-поручик, действительный тайный советник, который участвовал в Семилетней войне, управлял в Санкт-Петербурге инженерной и артиллерийской частью, построил мост на Васильевском острове. Были таковыми и пять его сыновей-генералов, которые вписали свои имена не только в летопись войны 1812 года, но других боевых кампаний, которые вела Россия на рубеже ХVIII-ХIХ веков.
Николай являлся старшим и именовался в войсках Тучковым-первым. Участвовал младшим офицером в русско-турецкой войне 1788-90 годов, командовал батальоном в Польше в 1792-94 годах, участвовал в подавлении восстания Тадеуша Костюшко. В чине генерал-майора воевал в Швейцарском походе 1799 года в составе корпуса Николая Римского-Корсакова, на выручку которому шел Александр Суворов. При окружении корпуса под Цюрихом Тучков, построив свой передовой отряд в плотную колонну, штыковым ударом пробился к городу Шафхаузену. По окончании компании был произведен в генерал-лейтенанты. В самой кровавой битве русско-прусско-французской войны, Прейсиш-Эйлау (1807 год), войска Николая Тучкова стойко удерживали правый фланг и успешно контратаковали французов. В 1808 году его дивизия составила правое крыло русских войск, направленных против Швеции, где проявила себя в сражении под Куопио и при отражении вражеского десанта.
Войну с Наполеоном Николай Алексеевич встретил в должность командира 3-го пехотного корпуса, который оборонял Смоленск, бился под Лубином, перекрывал Старую Смоленскую дорогу на Бородинской позиции у деревни Утицы. Здесь в первой половине дня, 26 августа (по старому стилю) кипел упорный бой за ключевую высоту — Утицкий курган, в котором сошлись в смертельной схватке 5-й корпус французской армии под командованием польского генерала Юзефа Понятовского и 3-й корпус Тучкова. Контратака Понятовского, которого поддержал 8-й корпус генерала Жана Андоша Жюно, увенчалось успехом. Французы получали возможность ударить во фланг русской армии. Стремясь ликвидировать опасность, Николай Тучков лично возглавил контратаку Павловского гренадерского полка. Курган был отбит, но Тучков был смертельно ранен пулей в грудь и через три недели скончался в Ярославле.
Тучковым-вторым именовался генерал-лейтенант Сергей Алексеевич, участник войн со Швецией, Турцией, Польшей, Францией, который остался в памяти современников как не только смелый боец, но и даровитый поэт.
Генерал-майор Павел Тучков (третий) заслужил свои эполеты еще по указу Павла I. В русско-шведскую войну возглавил отдельный отряд прикрытия, который активно проявил себя при очищении вражеских островов от врага. С началом 1812 года, будучи командиром 2-й бригады 17-й пехотной дивизии, сражался в арьергарде русских войск под командованием Барклая-де-Толли, прикрывая их отход к Смоленску. 7 августа в жесточайшем бою повел в штыковую контратаку Екатеринбургский гренадерский полк, в рукопашной схватке был ранен штыком в бок и получил сабельную рану головы. Был взят в плен и позже допрошен самим Наполеоном, который просил его написать письмо старшему брату Николаю, в котором французский император выражал готовность вести переговоры с Александром I. Ответа на письмо из Петербурга корсиканец, впрочем, не дождался, но сам Павел Тучков в качестве почетного военнопленного был отправлен во Францию, где был освобожден через два года.
Генерал-майор Алексей Тучков был участником русско-шведской войны 1788-90 годов и Польской кампании 1792-94 годов, а в 1797-м, не желая терпеть самодурства графа Аракчеева, подал в отставку. В Отечественную войну он выступил одним из самых активных создателей народного ополчения в составе регулярных войск. Дружил с Белинским, Герценом, в 1826 году был арестован по делу декабристов, но через несколько месяцев отпущен за недостаточностью улик. «Чрезвычайно интересный человек, с необыкновенно развитым умом», - писал о нем Герцен.
Публике же, пожалуй, наиболее известен младший брат, Александр (Тучков-четвертый), который в 34 года героически пал смертью храбрых в контратаке на Бородинском поле. На том месте его безутешная вдова, Маргарита Тучкова, через несколько лет основала женский монастырь и стала в итоге его настоятельницей.
Надо сказать, что старшего и младшего братьев связывала трогательная дружба, и, по воспоминаниям очевидцев, незадолго до своего смертельного ранения Николай узнал о гибели Александра на том поле, которое стало роковым для них обоих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции