Каждый школьник мечтает о том, чтобы уроки не были скучными и больше походили на игры. Сделать занятия интересными и повысить их эффективность можно с помощью педагогических методик. Об одной из таких методик, игровой педагогике, в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра образования «Измайлово» №1811 в Москве Александр Рывкин.
- Александр Аронович, в чем отличие игровой педагогики от традиционной?
- В традиционной школе учитель сообщает ребенку готовые истины, ребенок их воспроизводит и получает за это оценку. И никого не интересует, что именно ученик понял. Но эти неприсвоенные чужие «истины» через некоторое время забываются – ведь с нами остается только то, что прожито. Организовать коллективную работу в формате урока, например, при изучении какого-то физического закона, чтобы ребенок его промыслил и прожил с учетом жесткости программы, практически невозможно. В лучшем случае знания проживаются пятью учениками из двадцати пяти.
Цель деятельностно-игровой педагогики – сделать так, чтобы школьники приобретали опыт мышления и действия. Это касается прежде всего проблемных ситуаций. Задачи отработки навыков остаются в ведении традиционных методов. Игра в школе не может и не должна полностью вытеснить традиционные формы и методы. Игровая педагогика не состоит в конфликте с классно-урочной системой и будет прекрасно реализовываться в условиях стандартов второго поколения.
- Как эти принципы реализуются на практике?
- В нашем Центре мы выстроили целую систему игр. С 5 по 9 класс дети проходят 20 игровых сессий, посвященных проблемным вопросам разных школьных предметов. В течение каждого учебного года проходят четыре сессии, каждая сессия длится три дня. На это время дети освобождаются от уроков и шесть часов в день участвуют в определенной игре.
- Что представляют собой такие игры?
- Перед учащимися ставится проблема. Допустим, детям показывают старый трюк с вареным яйцом, которое «само» пролезает в горлышко бутылки из-под кефира, куда предварительно бросили зажженную спичку. Школьники должны объяснить, почему это происходит. А для этого им приходится воспроизводить опыт, учиться наблюдать, моделировать процесс и в результате «открыть» молекулярно-кинетическую теорию строения газов. И если в первый день игры многие учащиеся полагают, что «вакуум затягивает яйцо», то к концу игры они самостоятельно выходят на идею разницы давлений и на молекулярно-кинетическую модель, объясняющую наблюдаемое явление.
В конце игры каждый из школьников пишет эссе, где описывает ход рассуждений, которые привели его к разгадке удивительного явления.
Одна из особенностей сессии в том, что ребята не делятся по возрастам, а работают как разновозрастной коллектив. В одной группе, где обычно 7-12 человек, могут оказаться и пятиклашки и девятиклассники. Во главе группы стоит игротехник или тьютор. каждый день – обязательная рефлексия того, что происходило во время игры – удачи, успехи, открытия и, конечно же, анализ промахов.
- Кто может выступить в роли игротехника?
- Не каждый. Наши образовательные игры – это практическое приложение мыследеятельностного подхода, разработанного российским философом Георгием Щедровицким с учениками. Его организационно-деятельностные игры затем приспособил для работы в образовании Юрий Громыко.
Обычный учитель не сможет организовать такую игру сам, и поэтому учителя работают вместе с методологами, постепенно осваивая способы игротехнической работы. Помощниками игротехников становятся старшеклассники. После выпуска некоторые из них могут уже самостоятельно проводить игры этого типа в других местах, причем не только с детьми.
- Насколько эффективна игровая педагогика? Какие результаты показывают старшеклассники на ЕГЭ?
- Среди наших выпускников много ребят с высокими баллами. Большинство из них вот уже многие годы стабильно поступают в лучшие вузы страны – МГУ, ГУ-ВШЭ, РГГУ, МГТУ имени Баумана. Деятельностно-игровая педагогика позволяет учащимся без проблем решать «творческие задания» уровня С в материалах ЕГЭ. Игровые сессии приучают детей самостоятельно мыслить, вырабатывать логические цепочки решения различных задач. Даже если наши ученики чего-то не знают, они всегда знают, откуда могут извлечь необходимую им информацию.
- Насколько ваш опыт игровой педагогики может быть распространен?
- Эта технология и соответствующие методики вполне могут распространяться и осваиваться отдельными педагогами и школами. Но необходимо вначале самому поучаствовать в играх, чтобы потом организовывать их в другом месте.
Каждая игра отличается от другой и создается для конкретных детей и игротехников, учитывает их характеры и взаимоотношения. У нас уже есть успешный опыт проведения игр в других школах и регионах: педагогические коллективы в Ханты-Мансийском округе, Новосибирске и Кемерово успешно реализуют и распространяют нашу методику.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости