Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Госдума приняла 23 апреля в третьем чтении. Вводя новые принципы финансирования с 1 июля 2012 года, такой документ дает разные права учреждениям с разным статусом. О «слабых местах» и последствиях изменений говорит в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
- Наталия Георгиевна, законопроект предусматривает получение учебными заведениями нового статуса с новыми принципами финансирования. Как это скажется на образовательной сфере?
- Речь идет о внесении элементов рыночных отношений в сферу бюджетных услуг. Новый статус бюджетного учреждения и статус автономного учреждения означает: учредитель, то есть государство, будет ставить перед учебным заведением определенные задания и деньги выделять в соответствии с ними. Учреждения вправе расширить свое финансирование сверх того, путем оказания платных услуг населению.
Субсидиарная ответственность государства (муниципалитета) исчезает: учредитель перестает отвечать по долгам школ и других бюджетных (или) автономных учреждений. Новый закон приведет к уменьшению ответственности государства за систему образования.
До сих пор факт существования учреждения был основанием для его государственного финансирования: смета формировалась по показателям предыдущего года с учетом индексации. Теперь – государство (или муниципалитет) формирует задание, и оно выполняется за определенную цену. И если автономное учреждение отказаться от его выполнения может, то бюджетное – нет.
Как будет определяться стоимость задания или цена услуги, которую государство «покупает»? Пока неясно.
В документах не обозначено, чтобы одна и та же услуга стоила одинаково. То есть если у руководителя учреждения отношения с властями хорошие, ему за услугу будут платить больше, а если плохие – меньше. А это первый признак неэффективности системы. Во многом сегодня так и происходит. Качество услуги автоматически отходит на второй план, зато сильно возрастает риск коррупции.
- Есть ли еще какие-то риски? Расходы на образование год от года растут, во всяком случае, государство не пытается отказаться от своих обязательств.
- Образовательное учреждение столкнется при смене статуса с трудностями нормативного плана: еще не отработаны вопросы формирования заданий, механизмов финансирования в целом, механизмы отзыва средств. Так, если задание автономному учреждению сформировано на 900 учащихся, а обучалось 880 человек, то Счетная палата потребует вернуть деньги за «неоказанные услуги» в бюджет. Но деньги истрачены: число учителей и классов было то же. Где выход? Погасить «долг» из бюджета следующего года? Это «нецелевое использование» средств… И счет подобным примерам при массовой смене статуса пойдет на тысячи.
Еще одна нерешенная проблема такая: государство, переставая нести ответственность за учреждение, сохраняет его имущество за собой. Но кто и какую будет нести ответственность за школьное здание, землю?
- Считается, что, став автономными, учреждения приобретут определенные преимущества – большую степень свободы в расходовании денег.
- Предполагается, что автономные учреждения смогут брать в банках кредиты. Но подо что? Статус автономных привлекателен для учреждений с хорошей материальной базой, для имеющих возможность получения внебюджетных средств. Ведь вопрос, кто должен заниматься, к примеру, ремонтом, так и не прояснен. Не случайно один директор спортивной школы в Чувашской Республике на предложение сделать школу автономным учреждением ответил: «Пусть мне сначала отремонтируют бассейн». Это вполне понятно: если бассейн хороший, там можно открыть платные группы.
Некоторые субъекты Федерации (Чувашская Республика) ввели ограничитель для перевода учреждения в статус автономного - доля его внебюджетных доходов должна составлять не менее 40% от бюджетного финансирования. Это разумно.
Но перевод предполагал добровольность. Теперь законопроект предполагает, что все бюджетные учреждения (за исключением тех, кто перейдет в казенные) будут иметь почти те же характеристики, что автономные. И изменение статуса не предполагает добровольности.
- Действующее законодательство позволяло учебным заведениям регионального и муниципального подчинения становиться автономными. Есть ли регионы, где в полной мере была использована эта возможность?
- В соответствии с Бюджетным кодексом учебные заведения действительно могли сменить статус, но делали это очень немногие и не слишком охотно. Исключения – Тюменская область, где автономными стали все детские сады, Республика Татарстан.
С принятием же нового закона, на мой взгляд, для учреждения значительно более выгодно стать автономным, чем остаться бюджетным: ответственность становится одинаковой, а прав у автономного учреждения больше.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости