25 апреля исполнилось 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Жизнь великого композитора была наполнена множеством интересных фактов.
Любимец семьи
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в заводском поселке Воткинск (Удмуртия), в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Уже в пять лет Чайковский начал проявлять способности к быстрому обучению. Звуки домашней оркестрины, привезенной отцом Чайковского, - первые яркие музыкальные впечатления будущего композитора. Уже в детстве он знакомится с творчеством итальянских и немецких композиторов, впервые слышит мелодии моцартовского «Дон Жуана» и известные арии из итальянских опер, пишет rulex.ru.
В 1845 году Чайковский начал учиться игре на фортепиано. Интересно, что во время учебы в петербургском Училище правоведения Чаковский не проявлял особых стремлений к музыке. После окончания училища в 1959 году он поступает на службу в Министерство юстиции. Впрочем, никто даже и не подозревал, что за беспечным юношей скрывается гений музыкальных образов. Даже его учитель по игре на фортепиано Кюндингер не видел в своем ученике ничего особенного.
В 1861 году Чайковский, наперекор родительскому мнению, поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), преобразованные в 1862 в Петербургскую консерваторию. Чайковский был настолько уверен в правильности своего решения, что однажды заявил брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Учителями Чайковского были Николай Иванович Заремба и Антон Григорьевич Рубинштейн. Именно по настоянию последнего будущий композитор бросил службу и целиком посвятил себя музыке. Дядя Чайковского, сильно огорченный подобным решением своего племянника, сказал: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
"Могучие" времена
В 1865 году Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью. К числу его работ того времени относятся кантата к пьесе Шиллера, увертюра к «Грозе» Островского, танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода», струнный квартет и еще одна увертюра. Нелицеприятное высказывание известного музыкального критика и композитора Ц.А. Кюи о том, что «консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб», еще больше разожгло желание юного композитора к дальнейшему творчество. Он принимается за сочинение симфонии под названием «Зимние грезы», пишет classic-music.ru.
В 1866 году по предложению брата Рубинштейна Чайковский переехал в Москву, где получил место профессора Московской консерватории. Именно здесь его творчество достигло расцвета, во многом благодаря общению с различными выдающимися деятелями культуры. В 1868 году он знакомится с композиторами «Могучей кучки», и, несмотря не некоторые разногласия, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. Балакиреву и Римскому-Корсакову Чайковский часто рассказывал о своих творческих замыслах. Именно по совету Балакирева Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а критик Стасов подталкивает его к написанию симфонической фантазии «Буря».
Невероятный успех имела опера «Воевода», поставленная в 1869 году, но уже в 70-х годах Чайковский решает уничтожить ее, сохранив лишь небольшую ее часть. Также резкой критике со стороны самого автора подверглось и симфоническое произведение «Фатум». А вторая опера Чайковского «Ундина» вообще так и не увидела сцены, она была уничтожена создателем в 1873 году, за исключением нескольких номеров.
К московскому периоду относится также создание таких легендарных произведений, как опера «Опричник», несколько программных увертюр-фантазий для оркестра, три квартета, Первый фортепианный концерт, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года», балет «Лебединое озеро». Его романсы, в числе которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой», мгновенно завоевали всеобщий интерес, а на конкурсе русского музыкального общества в 1875 году его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия.
"Евгений Онегин" и другие
По предложению певицы Елизаветы Андреевны Лавровской Чаковский пишет знаменитую оперу «Евгений Онегин». «Вы только подумайте, представьте, какая это поэтическая, благодарная тема! Как красочно можно обрисовать русский быт начала столетия, какие чудесные образы - Татьяна, Онегин, Ленский… Вы, и только вы, дорогой Петр Ильич, сможете написать такую оперу, и вы напишете ее!», - говорила Лавровская композитору. Подобная мысль поначалу показалась Чайковскому слишком смелой. Но в итоге, перечитав поэму, он все-таки решается на создание оперы, пишет tchaikovsky-competition.ru.
В 1877 году Петр Ильич женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. "Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит", - так ее охарактеризовал композитор. Во многом это решение было реакцией на слишком бурное обсуждение его личной жизни. Спустя довольно короткое время брак распался, композитор покинул столицу и уехал за границу. В Италии Чайковский завершил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».
Первое представление «Евгения Онегина» состоялось в московской консерватории в марте 1879 года, но не увенчалось особым успехом. Славу легендарной опере принесла петербургская сцена. Следующей большой удачей Чайковского стала опера «Мазепа». Она была поставлена в Москве в 1884 году.
В 1890 году появляется опера "Пиковая дама". Это выдающееся произведение мировой музыкальной классики затрагивает сразу две темы. Одна из них связана с тайной трех карт, из нее вытекают многие другие побочные темы оперы. Другая – вечная тема любви. Наравне с «Евгением Онегиным» эта опера обошла не только все российские сцены, но также обрела особую известность и за границей.
В течение 1891-1892 годов были созданы опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. В 1893 году была завершена работа над Шестой симфонией («Патетическая»). «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», - говорил сам композитор. Это произведение поистине является апогеем его творчества.
Поклонники и почитатели
Большую роль в творческом пути композитора сыграл император Александр III. В 1888 году он назначил Чайковскому пенсию в три тысячи рублей. Немалую помощь также оказала и близкая подруга композитора меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк. С 1880-х годов Чаковский становится известным не только в России, но и за рубежом. Он дает многочисленные концерты, выступает в качестве дирижера симфонических оркестров и опер, совершает поездки по городам Европы. Одной из самых ярких его поездок было путешествие в Прагу. Позднее композитор написал: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».
Чайковский был любимцем публики. Как-то раз его спросили: «Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?». Композитор ответил: «Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю. И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами».
Жизнь великого композитора оборвалась в то время, когда он был полон творческих замыслов. Умер Чайковский 25 октября 1893 года от холеры, похоронен в Александро-Невской лавре.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников