Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
Сторонники и противники Национальной премии «Золотая маска», торжественная церемония вручения которой состоялась 16 апреля, не могут не признавать очевидных фактов. Раз в год театральное сообщество ждет церемонии, ждет признания лучших, а театральная Россия считает почетным само номинирование. Экспертному совету, который отбирает лучшие спектакли, чтобы потом жюри определило лучших среди лучших, работы каждый год не убавляется. Диски с видеозаписями спектаклей шлют из многих регионов и из самых разных театров.
Отбор лучших, когда речь идет о произведениях искусства, -- дело непростое. Театральная жизнь в России заметно обеднела, а институт театра перестал быть социально значимым (говорю не о Москве и Петербурге). На этом фоне «оскаризация», охватившая нашу театральную жизнь, присуждение премий по разным номинациям, глубоко чужда и даже вредна театральному процессу.
В Германии, к примеру, есть ежегодно действующий фестиваль «Театральные встречи». Эксперты отсматривают спектакли немецкоязычных театров из Германии, Австрии, и Швейцарии и выбирают десять лучших. Всего пять экспертов определяют политику фестиваля. Никаких номинаций нет, а есть только десять лучших спектаклей. Такая система мне кажется более честной относительно театрального процесса, режиссеров и актеров.
В свое время, когда директором «Золотой маски» был Эдуард Бояков, сделавший немало для утверждения этой премии и продвижения новой театральной генерации и в режиссуре, и в драматургии, мы дискутировали на эту тему. Тогда Бояков говорил, что немецкая система нам не подходит, поскольку спонсоры не дадут денег на такой фестиваль.
Нужна церемония с сюжетом. В результате победил оскаровский стиль.
На этот раз награды вручались в Гостином дворе, а режиссером была приглашена Нина Чусова вместе с художниками-постановщиками Павлом Каплевичем, Ириной Кориной, архитектором Михаилом Лейкиным, художником по свету Глебом Фильштинским. Вести саму церемонию доверили артистам Марии Мироновой и Даниле Козловскому. Эта команда, безусловно, справилась с поставленной задачей. Внушительному пространству Гостиного двора, благодаря и особому световому оформлению, и трансформации холодного новодела торговых анфилад, придали современный, модный вид. Неоновый свет, огромный занавес с логотипом «Золотой маски», рассекающий пространство аллеи славы, по которой шли и участники, и победители, молодые актеры, тела которых блестели золотом и серебром, античные колонны – все это создавало эффект имперской роскоши древнего Рима.
Ансамбль Марка Пекарского сопровождал всю церемонию сдержанной перкуссией, уместно переходя на торжественный строй, там, где требовался пафос. Хотя доля легкой иронии то и дело чувствовалась в ударных Пекарского.
Что же касается самих наград, то можно сказать, что абсолютными победителями стали спектакли музыкальной формы. Максиму Дунаевскому и Екатерине Гусевой, вручавшим «Золотую маску» в жанре мюзикла и оперетты, чаще других приходилось оглашать победителя, называя при этом спектакль «Продюсеры» театра «Et cetera». Судите сами: лучшая женская роль – Наталья Благих (роль Уллы), на лучшую мужскую роль номинировались сразу два актера из этого же спектакля – Максим Леонидов (роль Макса Бьялостока) и Егор Дружинин (Лео Блум). Лучшим жюри признало Дружинина. Этим дело не ограничилось. Дмитрий Белов получил «Маску» за лучшую режиссуру. Но если бы можно было бы дать еще одну «Маску», то ее, без сомнения, стоило бы вручить продюсеру «Продюсеров» Давиду Смелянскому, мотору этой постановки.
Вторым безусловным фаворитом церемонии стал Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль «Лючия ди Ламмермур» тоже взял несколько наград. За лучшую женскую роль награду вручили Хибле Герзмаве (роль Лючии). Правда, певица находилась на гастролях и отсутствовала на церемонии. Вместо нее получала награду театральный критик, сотрудник театра Ирина Черномурова. Театр забрал «Маску» и за лучший спектакль, а Елена Степанова – за лучшие костюмы. Четвертую «Маску» забрал Александр Титель за лучшую работу режиссера в опере за спектакль этого же театра «Гамлет (датский) (российская) комедия».
Что же касается драматического театра, то фаворитом стал спектакль «Рассказы Шукшина» Театра Наций. «Золотую маску» получили: художник спектакля Виктория Севрюкова, Евгений Миронов, сыгравший десять шукшинских характеров, – за лучшую мужскую роль. Награда «За лучший спектакль» тоже ушла в этот театр (режиссер Алвис Херманис).
Важно, что спецприз жюри был вручен пермскому театру «У Моста», которым со дня основания руководит режиссер Сергей Федотов. Ему вполне могла бы достаться «Маска» за лучшую режиссуру в драме, за спектакль «Калека с Инишмана», но эта награда ушла Юрию Погребничко (Театр «Около», спектакль «Ля’ Эстрада»).
Жюри проявило подлинную смелость, вручая свой второй спецприз спектаклю «Жизнь удалась» по новодрамовской пьесе Павла Пряжко (совместная работа Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина). Дело в том, что в тексте больше ненормативной, чем нормативной лексики, но важно другое: актеры переворачивают еще одну страницу еще одного потерянного поколения.
В числе фаворитов оказался и спектакль «Opus №7» (Театр «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова), получивший две «Маски» - за Эксперимент, а также за лучшую работу художника в драме, которую вручили двум молодым ученицам Дмитрия Крымова Вере Мартыновой и Марии Трегубовой. Они откровенно признались, что совсем не ожидали такого поощрения и даже не знают, что сказать, кроме как спасибо своему учителю.
Надо сказать, что слово «спасибо» на церемонии звучало часто, порой даже слишком часто. Но куда же без этого «спасибо» спонсорам, властям, и без вручения «Золотой маски» госчиновникам за хорошую работу?
«Золотая маска» - театральная премия, и стоило бы ее оставить только театру, который и так едва существует, и еще неизвестно, что с ним станет через несколько лет. Закон о театре не принят. Театры во многих регионах выталкивают в автономную форму существования. Социальный, экономический статус театрального работника в России крайне низок. Так за что награждать? Может быть не торопиться? И уж вряд ли стоит вручать этот приз Председателю СТД РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции