Над столом с пузатым чайником, коробками с печеньем и ещё чем-то съестным нависала полка, заставленная…кубками. Большими такими, блестящими кубками. «Нам ставить их просто некуда», - наш провожатый Сергей Шурыгин произносит эти слова безо всякого хвастовства, как простую констатацию факта. С дипломами – та же «проблема». Ими увешаны все стены в фойе. Пони-клуб Московского зоопарка имеет в своем арсенале немало побед на соревнованиях различного уровня. Впрочем, как мне показалось, и юные спортсмены, и родители, и тренеры, считают, что главное в работе клуба – не это.
Клуб
А что же? – так и слышу я закономерный вопрос. Терпение. Для начала, как водится, немного истории. Пони-клуб возник в 70-х годах благодаря энтузиазму сотрудников Московского зоопарка. Тренер по конкуру и «гид» нашей маленькой журналистской бригады Сергей Шурыгин был одним из тех, кто в буквальном смысле заложил фундамент сегодняшнего клуба. Проще говоря, он и его товарищи построили первый манеж.
«В свое время я серьезно занимался конным спортом, входил в юношескую сборную СССР по троеборью, - рассказывает Сергей Юрьевич, - Поэтому после службы в армии устроился на работу в Московский зоопарк. А манеж начали строить в 1980 году. Идея возникла спонтанно и держалась полностью на энтузиазме молодых сотрудников. Сами понимаете, мы же все тогда комсомольцами были».
Поначалу манеж был закрытый: пользоваться им могли только работники зоопарка. Используя термины сегодняшнего дня, можно сказать, что это была корпоративная рекреативная зона. Тем не менее, так в Московском зоопарке постепенно начали формироваться предпосылки для открытия общедоступного конного клуба, который распахнул свои двери в 1996 году. Его специализацией стало такое детское спортивное направление, как верховая езда на лошадях пони. Среди детей, пришедших заниматься тогда в новый клуб, была и Ирина Ракитина. Сегодня она сама – тренер. Это не основная профессия девушки: по будням Ира работает юристом, а в выходные передает свой опыт юным
всадникам. Людям, которым ни разу не довелось «общаться» с лошадьми, наверное, будет нелегко понять, что её мотивирует. О любви к верховой езде трудно рассказать, нужно самому испытывать такое чувство, «заразиться этой прекрасной болезнью».
Кроме Сергея Юрьевича и Иры сегодня в пони-клубе трудится ещё четыре тренера: Ольга Ильичева проводит занятия по выездке, еще две Ольги – Ефимова и Максимова обучают молодых спортсменов драйвингу (одна из дисциплин конного спорта, где спортсмены (драйвер-управляющий лошадью и его помощник грум) участвуют в турнирах или соревнованиях на запряжённых в экипажи лошадях). Елена Краузе занимается относительно новым направлением в работе клуба: организацией показательных театральных представлений. В них участвуют и дрессированные лошади. С одной из них нас даже «познакомили»: это мини-хорс Порто. Он выглядит почти игрушкой из-за своего маленького роста. Порто умеет прыгать через обруч и приносить мячик. По словам тренеров, талант этого пони неоспорим. Ему уже посчастливилось стать героем передачи одного из центральных телеканалов.
В общей сложности в здешних денниках «проживают» 32 коня. Это не только пони с мини-хорсами, но и верховые лошади, оставшиеся «в наследство» от закрытого клуба 80-90-х годов.
Спортсменов – в разы больше. Сегодня здесь занимается 120 детей. И это, похоже, не предел: за пару часов, что мы пробыли в клубе, к Сергею Юрьевичу не раз подходили родители с просьбой записать их отпрысков на первое занятие.
Дети и взрослые
Раз! И девочка на вороном пони почти пролетает над деревянным барьером. Два! И тандем берет второе препятствие. За ним следуют и
другие наездники на своих лошадях.
«Чудеса» показывает старшая спортивная группа. В ней собраны лучшие из лучших: те воспитанники клуба, что уже не раз становились призерами различных соревнований. Вот девочка на черном пони – Катя Козлова – несколько раз занимала призовые места на первенстве России.
«Откуда у нее эта страсть к конному спорту – не знаю, - говорит мама Кати Ольга Козлова. - У нас семья от всего этого была далека. Но с раннего детства Катя обожала лошадей. И каждый раз, когда мы, гуляя по зоопарку, видели, как занимаются ребята из клуба, она просилась к ним».
Похожую историю рассказывает и мама другой спортсменки – Любы Дроновой: «У дочери вся комната была заставлена игрушечными лошадьми. И в шесть лет она уговорила нас записать её в пони-клуб».
А вот Василиса Якушина продолжает семейную традицию: её мама Елена тоже серьезно занималась конным спортом.
С родителями нам удалось пообщаться перед занятием – они сопровождают детей на каждую тренировку. И хоть, как заметила Ольга Козлова, поначалу жизнь их семей не была связана с увлечением дочерей, теперь все изменилось. Матери уверенно утверждают, что будущее их детей так или иначе будет связано с лошадьми.
Да, и сами родители втянулись: помогают «кто чем может». Например, Елена Дронова моделирует и шьет костюмы для театральных представлений. А это огромный объем работы. Я видела показательное выступление пони-клуба на выставке «Эквирос-2010». Только для одного номера (а их было несколько) Елена сшила около десятка сложнейших нарядов. Однако сама она говорит об этом, как о чем-то само собой разумеющемся: «Мне нравится шить. К тому же здесь абсолютно все работают за идею».
С этим трудно не согласиться, когда узнаешь, что занятия в пони-клубе…бесплатные.
Вопросы материальные
Это в своем роде уникальная ситуация: конный спорт считается довольно дорогим удовольствием. Ради интереса проверьте в интернете: в школе верховой езды с вас запросят минимум четыре или пять сотен рублей за один час. А здесь – ни копейки.
По словам Сергея Юрьевича, в этом большая заслуга руководства Московского зоопарка: «Слава Богу, что Владимир Владимирович Спицин, директор зоопарка, нас поддерживает».
Впрочем, есть одно обстоятельство, которое опечаливает тренеров пони-клуба. Речь идет о недоступности для занятий самого первого, рукотворного манежа. Он заставлен строительными вагончиками, оставшимися с того времени, когда зоопарк реконструировался. При этом Сергей Юрьевич говорит, что уже существует распоряжение дирекции об очистке манежа, но почему-то «воз (в данном случае – вагончики) и ныне там».
В результате дети вынуждены заниматься в узкой леваде, которая в межсезонье «утопает» в грязи… Вернее, «утопала»: в прошлом году здесь сделали дренажную систему, и теперь проблема стала менее острой, но не исчезла совсем. Да и по-человечески можно понять беспокойство тренеров и родителей: они знают, что есть альтернатива небольшой леваде – манеж, когда-то специально созданный для занятий верховой ездой. Ведь рано или поздно строительные вагончики должны убрать…
Летом представительницы спортивной группы пони-клуба едут в Венгрию, где пройдут соревнования международного уровня по драйвингу. Родители полушутя – полусерьезно говорят про этот грядущий вояж: «Наши победят – куда денутся». И на полке в здешней кухне станет еще больше кубков… Но ведь это не главное.
«Знаете, мне кажется, что детям одинаково нравится и выступать на соревнованиях, и навоз за пони вывозить, - сказала нам одна из мам. – Они жить без лошадей не могут». Любовь к животным, стремление к общению с ними – вот что дает этим детям стимул идти вперед, совершенствоваться в спорте. Вот это – главное.