Не знаю как вы, а я в восторге от европейского чиновника. Я восхищен и морально смят его принципиальностью. Говорите: «Перестраховались»? Конечно. Но ведь признайтесь, вас нисколько не тронули «героические» полеты авиапринцев к вулканическим облакам в пустых самолетах… Полетишь, когда теряешь десятки миллионов. А европейский чиновник возьми да скажи: «Не пущу!» И ведь наверняка знал, что придется испытать на себе действие огнедышащей лавы гнева авиакомпаний и недовольство потребителя, и все же устоял, да еще в условиях экономического кризиса. Браво! Без всякой иронии. Вот только вопрос: долго ли простоит он в этой благородной позе защитника не интересов, а жизней людей?.. Не уронит ли себя в наших глазах? Ведь сейчас на чиновников этих обрушится вся изголодавшаяся (от резко сократившихся доходов) пиар-рать, которая с градусником в руках будет доказывать, что температура вулканов на самом деле никогда не поднималась выше температуры «кипящего» разума «брюссельских бюрократов».
И вот что, заметьте, характерно: взоры пострадавших компаний сразу обратились к государству за поддержкой. Попривыкли родимые. Вы спросите: «А что же страховые компании?» Отвечаю: «Где вы видели взаимовыручку, так сказать, горизонтальную поддержку бизнеса бизнесом?» Отказали миленькие. Потому как вулканы - дело совсем не рук человеческих, а страхуется как раз человеческий фактор. Да и где тут страховой случай? Вот, если бы самолет того… ну, сами понимаете, тогда другое дело.
Любопытно, однако, что среднестатистический европеец отреагировал отнюдь не среднестатистически на вопрос, который ему был задан каналом «Еuronews»: «Согласен ли он, что государство должно компенсировать потери авиаперевозчиков?» Подавляющее большинство высказались отрицательно. Однако вопреки такому мнению, уверен, правительства раскошелятся, разумеется, за счет налогоплательщиков.
Был, впрочем, момент, когда сердце дрогнуло. Вера в светоч науки в какой-то момент мелькнула лучом надежды. Вы, конечно, помните роман Даниила Гранина «Иду на грозу» и фильм по нему. Представьте себе, что не безлюдные лайнеры крупнейших брендов Европы, а крылатые научно- исследовательские лаборатории с отважными учеными на борту взмывают в небо и мчатся навстречу страшной опасности, профинансированные, разумеется, благородными «авиабаронами». Затаив дыхание, прильнув к телеэкранам, мы наблюдаем этот акт научного самопожертвования в интересах человечества. Благодарные слезы наворачиваются на глаза телезрителей всего мира. Рейтинги «CNN» и других глобальных телесетей подобно вулканическому пеплу взмывают на невиданную высоту. Во время прямой трансляции отменена реклама. В эфире слышны скупые, мужественные фразы пилотов и подчеркнуто спокойные короткие команды с Земли. Простите, я, кажется, увлекся…
Увы, накопленные человечеством знания, весь позитивизм нашей науки оказался бессилен. В защиту европейского чиновника прозвучал отрезвляющий диагноз: «Мы ничего не знаем». Руководство ЕСА, профессиональной ассоциации пилотов из 38 стран, заявило, что не существует «надежных доказательств безопасности полетов, когда в атмосфере присутствует, хотя бы и в малой концентрации, вулканический пепел». Да, мы на самом деле ничего не знаем, и даже то, что знаем, умудрились обернуть против себя.
Например, мы знаем, что авиаперевозки - причина выброса в атмосферу огромного количества СО2, разумеется, от них не отстают и другие виды деятельности человека. Это не может не влиять пагубным образом на экологию и климат планеты. Но вот ученые, а вслед за ними и политики не сошлись во мнении, станут ли эти факторы причиной потепления, или похолодания на Земле? Представьте себе консилиум врачей у постели тяжелобольного, отравленного человека, которые вместо того, чтобы исключить причину отравления, открывают научные дебаты: приведет оно к смерти пациента от низкого или высокого давления?
Создается впечатление, что водопад слов о беспокойстве по поводу экологического неблагополучия планеты благополучно нейтрализуется современным экономизмом и прагматизмом. Никто не хочет прочитать вслух «Черную книгу» преступлений человеческих против Земли. С ее содержанием знакомятся и, молча расписавшись, отходят. Тем временем Мать-Сыра-Земля постепенно превращается в мачеху, от которой следует ожидать любых сюрпризов.
Климатический саммит в Копенгагене, который почти обанкротил идею мирового похода за оздоровление планеты, обнажил не только нашу научную несостоятельность, но и вопиющую степень легкомыслия. Если бы существовали антимиры, они бы сошли с ума, глядя на нас.
Сегодня становится очевидным, что, благодаря вмешательству человека, даже та зыбкая и противоречивая картина цикличности и самых элементарных закономерностей среды его обитания нарушается. И вина этого нового неравновесия - мы с вами, ведь «бесчеловечное» отношение к природе лишь видимая часть айсберга нашей нравственной деградации. И эта видимая часть заговорила с нами во весь голос.
«И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». Но Он сказал им в ответ: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». И они возопили.
Информация к размышлению: после Копенгагена в течение четырех месяцев мы наблюдали землетрясение на Гаити, два землетрясения в Чили, землетрясение в Испании, землетрясение в Китае, извержение вулкана в Исландии…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции