Реформа государственной службы в республике Казахстан признана одной из самых успешных на постсоветском пространстве. Как в Казахстане обучают госслужащих? Какой опыт в этой сфере может заимствовать Россия? Об этом в интервью РИА Новости рассказал директор Института переподготовки и повышения квалификации госслужащих Академии государственного управления при президенте республики Казахстан Серик Капаров.
- Серик Габбасович, как в Казахстане организовано образование государственных служащих?
- С 1997 года в соответствии с посланием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева одним из приоритетных направлений развития является формирование профессионального правительства: все госслужащие должны проходить подготовку на системной основе, в зависимости от стажа госслужбы, занимаемой должности. Акимы (губернаторы), их заместители, главы городов, районов обязаны проходить краткосрочное обучение, до двух недель, за рубежом, для чего разработана бюджетная программа правительства. География обучения обширна: Лондонская школа экономики и политики, французская ЕНА, Школа госполитики имени Ли Куан Ю в Сингапуре, Российская академия госслужбы, Йельский университет в США.
Обучение предполагает изучение психологии управления, юриспруденции, делопроизводства, макроэкономики, микроэкономики, антикризисного управления. Выбор курсов обучения, в том числе зарубежных, для госслужащих такого уровня широк. Очень популярны зарубежные программы МРА (Master of Public Administration), хотя для них необходимо знание иностранного языка. Для желающих организованы подготовительные курсы, в первую очередь, языковые. Может быть также предоставлен переводчик для обучения за границей. Для обучения в Казахстане приглашаются специалисты-практики включая зарубежных - сотрудников представительств ООН и ОБСЕ в Казахстане.
- Как готовят госслужащих более низкого уровня?
- Для них существует большое количество гибких программ. Все административные госслужащие раз в три года проходят аттестацию и перед каждой – повышение квалификации. Есть специальные 6-недельные курсы для впервые пришедших на госслужбу. Там учат азам - делопроизводству, этике государственной службы. Последнее очень важно: воспитание - краеугольный камень в борьбе с коррупцией. Для уже состоявшихся служащих действуют различные программы повышения квалификации разной длительности - от одной недели до двух лет по президентской программе «Болашак» («Будущее»).
Впервые занявшие руководящую должность на государственной службе обязательно должны пройти курсы повышения квалификации по психологии управления, менеджменту, принятию управленческих решений.
- То есть речь не идет об образовании в области государственной службы для выпускников школ?
- Верно. И хотя рассматривается вопрос о бакалавриате, подойти к этому нужно осторожно. Уровень школьного образования после распада СССР существенно упал. Мы сейчас присоединились к Болонскому процессу, будем переходить на 12-летнее школьное образование, оно будет улучшаться. Но люди после института — это все-таки еще дети.
Госслужащим должен быть человек ответственный, с жизненным опытом. Мы переболели этим - когда на высоких должностях у нас была молодежь, 25-летние директора департаментов и вице-министры.
- Получают ли у вас госслужащие различных отраслей специальное образование?
- Да. Есть большое число таких профильных институтов. Так, на курсах министерства финансов и министерства труда и социальной защиты в фокусе внимания финансы, госзакупки, налоговое и таможенное законодательство, специфическое экономическое законодательство. Есть курсы повышения квалификации работников министерства юстиции, где изучается специфика нормотворчества.
- Что может быть полезно для российского образования в области госслужбы из казахстанского опыта?
- Я считаю, что это правильно, когда всеми делами госслужащих занимается специальное агентство, подчиненное главе государства, тем самым создается возможность проводить единую государственную кадровую политику. Наше агентство по делам госслужбы размещает заказ на подготовку того или иного числа людей в специальных учреждениях и занимается вопросами финансирования их образования. Приняты нормы по выделению средств на повышение квалификации: если в государственном органе больше 100 человек, на них от фонда оплаты труда выделяется 0,5%. Если меньше - 1%. Зарплата ежегодно растет, и средства это немалые.
Четкая, законодательно зафиксированная система - эффективная практика, достойная того, чтобы заимствовать ее элементы. В Казахстане сейчас около 100 тысяч госслужащих. Из них около 30 тысяч ежегодно проходят повышение квалификации. Я считаю, что меры по данному направлению работы полезны, чтобы их перенять.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости