Долгожданная премьера первой части фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Предстояние" прошла в Государственном Кремлевском дворце. Явка vip-персон была стопроцентной: весь цвет российского кинематографа при супругах и параде.
Режиссера Никиту Михалкова можно любить и не любить, ругать или хвалить, но суть от этого не изменится. Он был и остается столпом нашего кино, и то, что на премьеру фильма, о котором говорили 8 лет, придут, все не вызывало никаких сомнений.
В бесконечной очереди за аккредитацией возле Кутафьей башни Кремля поговаривали, что ждут премьера Владимира Путина, несмотря на то, что спецпоказ для особо избранных уже прошел. Рядом с шатром прогуливались молодые люди в военной форме образца 1941 года под руку с девушками в пилотках и плащ-палатках. Иностранцы, выныривающие из Александровского сада замирали в недоумении. По глазам было видно, что им очень хотелось спросить, что происходит. Двое все-таки не выдержали и обратились к томящимся журналистам.
- Премьера фильма о войне оскароносца Никиты Михалкова, - просвятила я молодого американца. Он старательно записал имя режиссера в блокнотик. Через час моя очередь, наконец, подошла и я стала счастливым обладателем билета, сложенного треугольником по военному образцу. На треугольнике штампы "Полевая почта", "Проверенно цензурой", внутри - стихотворение фронтовика Сергея Михалкова. Свой фильм Никита Сергеевич посвятил отцу.
Летней ночью на рассвете Гитлер дал приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас...
С заветным билетом предстояло бежать в Александровский сад в конец змеящейся очереди на вход.
На один день фойе Кремлевского дворца превратили в довоенную Москву. Афишные тумбы, лавочки, деревья, военный оркестр на деревянной сцене-ракушке, танцующие под звуки "Рио-Риты" пары в нарядах 40-х гг. Чуть поодаль баянист в окружении ветеранов, с удовольствием подпевающих: "Артиллеристы, Сталин дал приказ!"
Люди, купившие билеты на премьеру, замерев, наблюдали небывалое скопление своих кумиров на расстоянии вытянутой руки. Перечислять всех, кто пришел поздравить Никиту Сергеевича, занятие неблагодарное. Звездная плотность достигла своего максимума, фотографы сбивались с ног, инспектируя 4 этажа здания по которым рассредоточились вице-премьер Правительства России Александр Жуков, актеры Сергей Гармаш, Дмитрий Дюжев, Артур Смольянинов, Сергей Маковецкий, Виктор Вержбицкий, Мария Шукшина, режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Филипп Янковский, Федор Бондарчук, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, кинопродюсер Александр Роднянский и др.
Актер Евгений Миронов, сыгравший в фильме роль майора штрафбата, в который попадает в начале войны комдив Котов, пришел на премьеру вместе с подругой - владелицей сети World Class Ольгой Слуцкер. На сей раз подробности ее скандального развода журналистов не интересовали, Слуцкер могла спокойно расслабиться в тени славы Миронова.
Клан Михалковых, само собой разумеется, присутствовал в полном составе: супруга Никиты Сергеевича Татьяна, сыновья Артем и Степан, дочери Анна и Надежда Михалковы.
Исполнительницу главной роли Надежду Михалкову под руку держал режиссер Резо Гигинеишвили. Вопросы о своей женитьбе пара оставила без комментариев, сверкая новенькими обручальными кольцами на безымянных пальцах.
Олега Меньшикова с супругой Анастасией толпа фотографов чуть не сбила с лестницы, ведущей в партер зрительного зала. Похудевший и помолодевший Меньшиков выглядел на пять с плюсом, он благосклонно застыл перед камерами, ослепив всех фирменной роковой улыбкой.
Сбор гостей растянулся на полтора часа, бутерброды в платном буфете закончились в первые полчаса. После премьеры подразумевался фуршет для обладателей пригласительных билетов с соответствующим штампом. Гостям ничего не оставалось, как дефилировать в гербовом фойе, где на больших экранах крутились кадры со съемочной площадки "Утомленных солнцем-2". Уже по этим отрывочным сюжетам было понятно, какая гигантская работа проделана.
Никита Михалков появился на сцене перед началом фильма. Первым делом он напомнил зрителям пушкинские строки: "Товарищь, верь! Взойдет она..."
- К сожалению, товарищество остро востребовано нами, только когда страна стоит перед общей бедой, - начал Михалков. - Но только ли тогда мы товарищи?
- Первая часть фильма "Предстояние" открывает торжества, приуроченные к 65-летию великой победы. На протяжении многих лет мы жили с одним лозунгом: "Лишь бы не было войны!". И нам бы очень хотелось, чтобы после просмотра фильма вы вышли на улицу глотнули свежего воздуха и подумали: "Какое это счастье, просто жить!" Спасибо вам, товарищи ветераны за ваш подвиг!
Последние слова прозвучали особенно остро в свете бесконечных репортажей о ветеранах Великой Отечественной войны, доживающих свой век в машинах, бараках и сараях без окон и дверей. За что, спрашивается, боролись?
Первая часть фильма продолжается три часа. Центральные персонажи: комдив Котов (Никита Михалков), его дочь Надя (Надежда Михалкова) и оппонент Митя, женившийся на супруге Котова Марусе, после его якобы расстрела. Маруся присутствует эпизодически, героиню Ингеборги Дапкунайте сыграла Виктория Толстоганова. Никите Сергеевичу не понравилась неуемная светская активность Ингеборги и ее участие в сомнительных телешоу.
Начало войны. Котов бежит из лагеря и попадает в штрафбат. Жена и дочь не знают, что он жив. Надя - пионервожатая, эвакуируется вместе с лагерем на барже "Красного креста". Сцена бомбежки баржи очень напомнила кадры из "Титаника". Баржа разламывается пополам, гибнут все, в живых остается только Надя и отец Александр (Сергей Гармаш). Они дрейфуют в открытом море, ухватившись за всплывшую подводную мину. Отец Александр обречен, взрывом ему оторвало ногу. Он крестит Надю и тихо уходит под воду. Девушка остается в море одна...
Прорыдав три часа, на фуршете после просмотра фильма, я поинтересовалась у Никиты Сергеевича и Нади Михалковых, не была ли цитата из Кэмерона специальной, слишком уж бросалось в глаза.
- "Титаника"? Да мы про него и не вспомнили, - искренне удивились оба.
В целом фильм снят мастерски: мастерская операторская работа, мастерская игра актеров, и к режиссуре лично у меня претензий нет, хотя традиционные обвинения в китче и имперских замашках уже посыпались, и это только начало.
- Да пошли они все! - прокоментировал критику в адрес фильма режиссер Павел Лунгин. – Безупречная режиссерская работа, вы видели лица массовки? Ни одного случайного выражения лица. Игра актеров – Гармаша, Маковецкого, Миронова, Дюжева, Меньшикова - безупречна, про Михалкова я вообще молчу, тут нет вопросов, а вот Надя очень хорошо сыграла.
Я тут же согласилась, что лично бы вручила ей "Оскара" прямо сейчас.
- Грандиозно! Поздравляю! - обнял Михалкова Владимир Хотиненко.
- Никита сыграл гениально, фильм выше всяких похвал, никто бы не смог такое поднять, - поддержали режиссер Владимир Наумов и его супруга Наталья Белохвостикова. Из поздравляющих образовалась очередь. Татьяна Михалкова, тем временем, призналась, что очень волновалась за дочь. Физически и эмоционально съемки были очень тяжелыми.
- Я просила Никиту не очень ее мучать, но они у меня оба - перфекционисты, - продолжила Михалкова – Не слушались! Я очень горда за своих детей (Артем тоже снимался в фильме в эпизодической, но очень трагичной роли кремлевского курсанта). Конечно, тоже проплакала полфильма.
Последняя сцена - душераздирающа. Умирающий 19-летний солдатик просит медсестричку Надю Котову показать ему голую грудь. Он никогда не видел женской груди и даже не целовался. Камера отъезжает и мы видим обнаженную девичью спину Нади, оцепеневшей напротив мертвого солдата, среди обломков взорванных танков.
Слова "Пошлятина!" непременно раздадутся. Но жизнь банальна до пошлости. Как и любовь, и смерть, и война. Велосипеда не изобретешь.
Анна Горбашова, обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции