МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull), "заморозивший" авиаперевозки в Европе, по данным метеорологов, сейчас существенно снизил свою активность, но вулканологи пока не подтверждают эту информацию.
Вулкан Эйяфьятлайокудль, извержение которого началось 14 апреля, находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика. В результате извержения в атмосферу выброшено огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над значительной частью Европы.
В понедельник британская метеорологическая служба сообщила, что извержение, ставшее причиной паралича авиасообщения в Великобритании, Франции и других европейских странах, почти закончилось.
"Извержение практически прекратилось, лишь небольшое количество пепла выбрасывается на высоту более 600 футов (около 200 метров)", - говорится в материалах службы.
Вместе с тем, констатируют метеорологи, облако пепла остается в воздухе над большей частью территории Европы и в ночь на вторник дойдет до юга Гренландии, восточного побережья Северной Америки и берегов Восточно-Сибирского моря.
Ранее геофизик Метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир (Sigurlaug Hjaltadottir) в интервью РИА Новости сообщала, что воздушное движение в Европе может остановиться на несколько недель.
"Извержение может остановить воздушное движение на недели, если оно будет продолжаться так же активно, как сейчас", - сказала она.
Хьялтадоттир отметила, что предсказать продолжительность извержения ученые не могут. По ее словам, последнее извержение на этом вулкане также происходило в кратере на его вершине. Оно началось в декабре 1821 года и продолжалось более года. Вместе с тем, выбросы пепла, как считает собеседница агентства, не обязательно будут происходить в течение всего периода активности вулкана.
"Во время последнего извержения (в 1821-1823 году) выпадение пепла было зафиксировано только на самых сильных стадиях извержения, и не было постоянным", - сказала Хьялтадоттир.
"Слепой" прогноз
Министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев сообщил журналистам, что движение облака с вулканическим пеплом над территорией нашей страны "контролируется в большей степени прогнозными способами, чем инструментальными".
"Конкретные приборные измерения осуществлять крайне сложно, потому что дисперсность частиц не позволяет их каким-то образом обнаружить визуально. Забирать пробы на высоте 10-15 тысяч метров, когда самолетом летать нельзя, - тоже проблематично. Поэтому облако отслеживается именно в режиме прогнозов", - сказал он.
Как сообщила в понедельник РИА Новости гендиректор метеоагентства Росгидромета Марина Петрова, российские метеорологи за последние два дня не зафиксировали присутствия вулканического пепла в небе над Россией.
Вулканические выбросы
Росгидромет в понедельник сообщил, что его специалисты не наблюдают на территории России превышений допустимых концентраций вулканических газов: диоксида серы и фтористого водорода, которые выбрасывает исландский вулкан.
"Высоких значений предельно допустимой концентрации (ПДК) этих веществ на сегодня на наблюдательной сети Росгидромета не фиксируется. Незначительные превышения предельно допустимой концентрации взвешенных веществ имели место в городах Калининграде, Архангельске, Вологде, Череповце, Сыктывкаре, Воркуте, Ухте до 1,5 ПДК и в Махачкале до 3,5 ПДК", - сообщают метеорологи.
Росгидромет отмечает, что в связи с выбросом вулканического пепла, российская сеть метеостанций "переведена на "учащенный режим" работы по контролю за содержанием в атмосферном воздухе диоксида серы, фтористого водорода и взвешенных веществ".
Исландский вулкан, по данным вулканологов из института геофизики Университета Рейкьявика, выбрасывает около 3 тысяч тонн двуокиси серы, а также около 30 тонн плавиковой кислоты (фтороводорода) в день. Ученые отмечают, что соединения фтора особенно опасны для домашнего скота. Кроме того, попадая в пищу, они могут вызывать у людей болезни костей и зубов.
При этом большую часть (около 57%) общей массы вулканического вещества составляет двуокись кремния.
Как сообщалось ранее, за первые 72 часа "работы" вулкан выбросил около 140 миллионов кубометров материала, из которых около 100 миллионов поднялось в атмосферу и было разнесено ветрами на юг и восток от острова. Вулканологи отметили, что большая часть выбросов представляет собой мелкозернистую летучую тефру (вулканический пепел), часть из которого осела по краям жерла вулкана (30 миллионов кубометров), другая заполнила ледниковый бассейн Гигьёкюлслон (Gigjokulslon) (40 миллионов кубометров), а большая часть - около 100 миллионов кубометров поднялась в воздух и переносится ветром к востоку и югу от вулкана.
Кроме того, по некоторым оценкам, в ходе извержения в атмосферу попало около 15 тысяч тонн углекислого газа. При этом, как подсчитали в британской общественной организации Aviation Environment Federation (AEF), отмена нескольких десятков тысяч авиарейсов позволила за четыре дня сэкономить примерно 1,3 миллиона тонн углекислого газа, что соответствуют годовым выбросам таких стран, как, например, Малави, Сьерра-Леоне и Руанда.
Таким образом, в целом вулкан, скорее, "притормозил" глобальное потепление. Скептики, однако, отмечают, что в этих оценках не учитываются дополнительные выбросы от автомобильных и иных перевозок, связанные с тем, что многие пассажиры были вынуждены сменить вид транспорта.
Эффектное извержение
Экономические последствия извержения вулкана в Исландии для авиационной отрасли, вероятно, будут более значительными, чем ущерб, который понесла мировая авиация после терактов в США 11 сентября 2001 года: по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), запрет на перелеты обходится авиакомпаниям в 200 миллионов долларов ежедневно, а европейская экономика терпит миллиардные убытки.
"Оценка (авиационной отрасли) такова, что последствия этой беспрецедентной ситуации... превзойдут таковые 11 сентября", - сказал комиссар ЕС по вопросам транспорта Сийм Каллас, которого цитирует агентство Рейтер.
Еврокомиссар не назвал конкретной суммы возможных потерь, однако подчеркнул, что Евросоюз не намерен жертвовать безопасностью пассажиров ради сокращения убытков авиаперевозчиков.
Представители Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ранее также заявили, что сейчас отменено рейсов больше, чем в 2001 году, больше и затруднений для пассажиров в аэропортах. В финансовом отношении ущерб может оказаться более серьезным, чем в 2001 году, заявил в субботу представитель ИКАО Дени Шанон (Denis Chagnon).
Желтый свет самолетам
Несмотря на то, что в настоящее время, по данным британских метеорологов, извержение почти прекратилось, воздушное пространство и аэропорты открыли пока не все европейские страны.
В понедельник утром некоторые страны начали открывать свои аэропорты: в их числе оказались Румыния, Австрия, Швеция. Финляндия также объявляла о том, что намерена временно открыть аэропорты в городах Турку и Тампере. А британская авиакомпания British Airways даже провела в воскресенье тестовый полет из лондонского аэропорта "Хитроу" в Кардифф через вулканическое облако.
Как сообщил в понедельник в эфире телеканала Sky News министр транспорта Великобритании лорд Эндрю Адонис, запрет на воздушное сообщение с Великобританией может быть частично снят во вторник. На случай, если это произойдет, все службы уже готовятся к тому, чтобы доставить в пункты назначения максимальное число пассажиров, сообщил министр.