Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Как гласит русская пословица, двум медведям в одной берлоге не ужиться. Сегодня на пресс-конференции в РИА Новости группа режиссеров объявила о создании нового Союза кинематографистов России. Как образно выразился Алексей Герман-младший, старый СКР превратился в «большую коммунальную квартиру, из которой надо переехать». При этом заявлено, что со старыми «жильцами» никто конфликтовать не собирается, равно, как и делить нажитое имущество.
Как пояснил общественности один из членов инициативной группы, режиссер документального кино и продюсер Виталий Манский, после того, как было написано письмо «Нам не нравится!», для десятков кинематографистов, подписавших его, «начинается история с чистого листа». Которая, включает в себя среди прочего, предельное дистанцирование от прежней организации. Автор «Белорусского вокзала», режиссер Андрей Смирнов подчеркнул, что выход из СКР лишил «нас почвы для дискуссии с Никитой Сергеевичем (Михалковым)».
Отметим, что среди подписантов и активистов большую часть составляют режиссеры, кинокритики и сценаристы. То есть, представители более независимых профессий. Но практически нет актеров и операторов.
Если учесть, что СКР уже не один год трясут громкие скандалы, немного удивительно, что часть кинематографического сообщества, только в преддверии внеочередного съезда (28 апреля с.г.) Союза кинематографистов РФ, где должен быть принят новый устав, решилась на создание альтернативного союза. Между тем, никого, кажется, не удивляет, что с 2002 года в России существуют две национальных кинонаграды – «Ника» и «Золотой орел». И оргкомитет одной старается иметь как можно меньше дела с другой. И наоборот. Де факто союз кинематографистов – давно уже не структура, объединяющая единомышленников. Последние внеочередные съезды это подтверждали не раз. А посему наблюдатели полагали, что уход части кинематографистов есть только вопрос времени.
Сам Михалков к альтернативному союзу относится с большим скепсисом: «Единственное, чего они в результате добьются, - что они будут собираться у кого-то на квартире, как «Зеленая лампа», или на лавочке в летнее время. Пользоваться услугами Дома кино они не смогут, потому что он им не принадлежит. В «Белых столбах» тоже не смогут, потому что они не члены Союза. Но флаг им в руки - если они сумеют сколотить мощную организацию, которая приобретет все свое, - кто им мешает?»
В свою очередь, активисты нового союза не видят для себя большой трагедии в потере помещений СКР. Как сообщил тот же Манский, лично он будет «с большим удовольствием встречаться на лавочке в парке с Сокуровым, Германом, Норштейном, чем в отреставрированном Доме кино Михалкова». Благо, по его словам, новая организация никак не претендует на имущество старого СКР, а общение с единомышленниками у него в Интернете протекает намного более активно и плодотворно, нежели предыдущие 20 лет пребывания в СКР. И вообще, «имущество дело наживное» - полагает Манский.
По словам Германа-младшего, новая организация не преследует и никаких политических целей и по задумке организаторов должна лишь служить для поддержки кинематографистов, в частности, дебютантов.
Но где брать деньги? На этот важный вопрос пока нет ответа. Смирнов просит общественность не торопиться – организация только-только создана. Что же касается структуры и устава, то они обсуждаются. Например, известный российский аниматор Гарри Бардин предложил обойтись без председателя или, по крайней мере, сильно ограничить его полномочия, дабы в будущем не возникали конфликты, подобные нынешнему.
Есть вариант, по которому новый СК будет создаваться как смешанная организация с физическим и юридическим членством. В роли последних предложат выступить творческим гильдиям, которые будут обладать полномочиями региональных отделений. Что же касается сроков, то все понимают, что никакой конкретики пока нет.
Впрочем, Манский, напомнив, что оргкомитет по созданию Союза кинематографистов СССР трудился с 1957 по 1965 годы, пообещал, что «мы зарегистрируем наш союз быстрее, чем в советское время».
С точки же зрения рядового зрителя, все равно, сколько кинематографических союзов существует в стране. Главное, чтобы бы чаще показывали хорошее, интересное кино.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции