Рейтинг@Mail.ru
С чем Ислам Каримов едет в Москву - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

С чем Ислам Каримов едет в Москву

© РИА Новости / РИА Новостипрезидент Узбекистана Ислам Каримов
президент Узбекистана Ислам Каримов
Читать ria.ru в
Дзен
20 апреля состоится визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву. Визит планировался с ноября прошлого года, однако ситуацию осложнял снос памятника "Защитнику южных рубежей" и здания православной церкви Александра Невского в Ташкенте.

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.

20 апреля состоится визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву. Визит планировался с ноября прошлого года, однако ситуацию осложнял снос памятника "Защитнику южных рубежей" и здания православной церкви Александра Невского в Ташкенте. Сейчас стороны по умолчанию согласились забыть о    неприятных инцидентах и начать отношения "с чистого листа". Безусловно, у президентов России Дмитрия Медведева и Узбекистана Ислама Каримова будет напряженная повестка.

На первый план снова выходят вопросы борьбы с терроризмом. Узбекистан, как и Россия, сталкивался с его  проявлениями. По инициативе Узбекистана – нынешнего председателя ШОС - состоялось заседание  региональной антитеррористической структуры, дислоцированной в Ташкенте. Там был поставлен вопрос о создании  постоянной рабочей группы экспертов для совместного противодействия международным экстремистским организациям. Совет РАТС ШОС решительно осудил террористические акты, совершенные в Российской Федерации в марте 2010 года, приведшие к многочисленным человеческим жертвам, и заявил о необходимости дальнейшей консолидации усилий государств-членов ШОС. Узбекистан особое место уделяет обмену оперативной информацией по террористическим группировкам, их планам дестабилизации ситуации  через усиление экстремисткой активности. В одиночку Ташкент даже при  достаточно сильной системе госбезопасности проблему исламистских группировок решить не сможет, поскольку эти формирования часто носят вненациональный характер.   Надо отдать должное президенту Исламу Каримову как последовательному стороннику борьбы с терроризмом в своей стране и в регионе в целом. Правда, методы борьбы с исламской оппозицией  внутри Узбекистана вызывают протесты международных правозащитных организаций, и Россия не может игнорировать эти протесты.

Много открытых тем остается в экономическом взаимодействии России и Узбекистана. Ташкент постоянно говорит о его неиспользованном потенциале. Однако развитие сотрудничества упирается в проблему  защиты инвестиций. Несмотря на многочисленные заверения узбекской стороны, вопрос о конвертации прибыли в национальной валюте до сих пор не разрешен. В результате "Газпром" вынужден практически свернуть свою деятельность в Узбекистане, хотя  уже сделаны большие вложения в рамках подписанных контрактов. В Узбекистане действует около 800 российских предприятий, постоянно испытывающих трудности конвертации, которая по большей части зависит от ближайшего окружения президента Каримова.

Примером невыполнения договоренностей в экономической области может служить ситуация вокруг Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова. Три года назад был подписан меморандум о вхождении этого предприятия, некогда крупнейшего завода в Средней Азии, в состав российской «Объединенной авиастроительной корпорации». Ставилась цель поставить на поток среднемагистральный самолет Ил-114, разработанный российским ОКБ им. Ильюшина, и наладить более тесную кооперацию  в производстве ИЛ-76 и АН-124 ("Руслан"). Но дело так и не сдвинулась с мертвой точки. Возможные договоренности с Украиной о создании единого авиастроительного комплекса вновь поставит вопрос о включении в процесс кооперации Ташкентского предприятия,  без участия которого судьба авиагиганта будет неопределенной.

Пожалуй, основной вопрос предстоящего визита - заявит ли Ислам Каримов о восстановлении членства в ЕврАзЭС, приостановленного по его же инициативе? Ведь Ташкент  рискует выключить себя из  интеграционных процессов в рамках этого объединения. Так, Узбекистан мог бы рассчитывать на предоставление кредитов из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Полная переориентация Ташкента на рынок  Китая тоже не будет выходом из положения. Пекин предлагает слишком низкие цены на основные товары узбекского экспорта – хлопок и газ. Кроме того, Пекин стремится получить контрольные пакеты в ведущих компаниях Узбекистана. В  перспективе утрата экономического суверенитета неизбежно приведет и к ослаблению политического влияния Ислама Каримова, на что тот вряд ли согласится.

В отношениях Москвы  и Ташкента есть и другие чувствительные моменты. Один из них - трудовая миграция узбекских граждан в Россию. В 2010 году в Узбекистане повышены тарифы  на услуги ЖКХ, резко выросли цены  на продукты и топливо,  остро стоит вопрос безработицы, особенно в Ферганской долине. Единственная возможность для официального Ташкента хоть как-то снизить социальную напряженность в стране - увеличить трудовую миграцию в Россию.  По всей вероятности, Ислам Каримов будет просить резко увеличить квоту для трудовой миграции, что априори вынуждает его занять адекватную позицию на предстоящих переговорах.

Второй сложный вопрос - государственный долг Узбекистана перед Россией общей суммой около $700 млн., возникший еще в 90-х годах. Позже узбекский парламент признал этот долг нелегитимным, и Ташкент прекратил выплату процентов по этому долгу. Узбекистан не раз предлагал решить проблему простым списанием, как это делалось в отношении некоторых беднейших стран. Москва это предложение отклонила, предлагая перевести долг в  собственность на территории Узбекистана. В рамках повестки предстоящего визита, безусловно, Россия снова поставит вопрос об урегулировании долга.

Крайне тяжело России определиться и в болезненном для ЦА "вопросе водных ресурсов". Точнее, в вопросе строительства электростанций и регулирования стока рек, который задевает, с одной стороны, интересы Киргизии и Таджикистана, с другой - Узбекистана. Все эти страны-союзники России по ОДКБ, и Москве сложно выполнять роль третейского судьи. Накануне визита в Москву Исламу Каримову удалось усилить свою позицию подписанием  декларации с президентом Казахстана Нурсулатном Назарбаевым. России придется в срочном порядке вырабатывать алгоритм решения проблемы, который удовлетворил бы всех участников спора о гидроресурсах ЦА.

Что касается "развития союзнических отношений", Москва долгое время получала бодрые реляции на этот счет, не всегда сообветствующие реальности. Из-за этого не удалось ранее выработать  адекватную политику в отношении Узбекистана, крайне важной для России страны в ЦА. Очевидно, что Каримов продолжит свою политику «многовекторности», суть которой - использование противоречий Москвы, Вашингтона и Пекина в регионе.

Примером такой многовектроности может служить план по активизации сотрудничества Узбекистана и США в 2010 году.

Стоит отметить, что узбекский Минюст удалил из электронной базы законодательных и нормативных актов постановление и план президента Узбекистана, регламентирующие динамику укрепления взаимоотношений с США в 2010 году. Тем не менее, оба документа неожиданно попали в поле зрение публики. У наблюдателей вызвало непонимание, как столь серьезные документы стали достоянием гласности в столь закрытой стране, как Узбекистан? Видимо, Ислам Каримов в период подготовки визита в Москву таким образом решил укрепить свои позиции на предстоящих переговорах.

Президенты России и Узбекистана, безусловно, уделят особое внимание ситуации, сложившейся после смены власти в Киргизии. Узбекистан сразу после начала событий перекрыл границу с Киргизией, но Ташкент опасается, что события в соседней стране могут иметь продолжение, в первую очередь, в узбекской части Ферганской долины. Узбекистан считает, что Россия должна взять на себя гарантии безопасности нынешнего режима. Но Россия и во время, и после событий в Киргизии максимально старалась избежать прямого  вмешательства во внутренние  дела стран ЦА. Основная цель  политики Москвы  в регионе на данный момент  - адекватно реагировать на внутриполитическую ситуацию в центральноазиатских странах, учитывая максимально  широкий спектр мнений. Нельзя отказываться от контактов с представителями умеренной оппозиции, которые имеют свое видение развития ситуации. Это положение касается и узбекской оппозиции.  Не случайно президент России отметил, что "революции, подобные киргизской, могут повториться в любой из стран СНГ, если их власти не извлекут уроки из ошибок правления Курманбека Бакиева".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала