Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР, кинорежиссера, сценариста и художника Александра Лукича Птушко.
Народный артист СССР, кинорежиссер, сценарист, художник Александр Лукич Птушко родился 19 (по старому стилю 6) апреля 1900 г. в Луганске (Украина). В 1923-1926 гг. учился в московском Институте народного хозяйства.
До прихода в кино работал корреспондентом, был актером и художником декоратором, конструктором кукол.
С 1927 г. – режиссер, художник-мультипликатор, художник комбинированных съемок киностудии "Мосфильм".
В 1928 г. состоялся его дебют в качестве режиссера, на экраны вышел ряд мультипликационных фильмов с одним героем – неким Братишкиным, который со временем из кукольной фигурки превратился в графически-плоскую.
В 1932 г. Александр Птушко поставил первый звуковой объемный мультфильм "Властелин быта", но самой знаменитой и значительной работой режиссера в 1930-е гг. стал фильм "Новый Гулливер" (1935), где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. В этой сложной постановке были сняты полторы тысячи кукол, причем разные не только внешне, но и "по характеру".
Через три года режиссер повторил успех в работе с актерами и куклами в фильме "Золотой ключик", где были применены более совершенные методы комбинированных съемок.
Обратившись к жанру киносказки, Птушко создал объемные мультфильмы для детей "Сказка о рыбаке и рыбке", "Веселые музыканты" (по мотивам "Бременских музыкантов" братьев Гримм).
Во время войны Александр Птушко работал на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками для ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов "Зоя" (1944), "Секретарь райкома" (1942), "Небо Москвы" (1944), "Парень из нашего города" (1942).
В 1944-1946 гг. Птушко был директором киностудии "Союзмультфильм".
После войны Александр Птушко завоевал репутацию классика мировой киносказки. Им были поставлены такие вошедшие в историю кино и любимые зрителем игровые фильмы, как "Каменный цветок" (Государственная премия СССР, 1947; премия Международного кинофестиваля в Канне за лучшее цветовое решение, 1946), "Садко" ("Серебряный Лев" МКФ в Венеции, 1953), "Илья Муромец" (диплом МКФ в Эдинбурге, 1958).
В этих фильмах-сказках Птушко, более чем в других жанрах советского кино, были реализованы на практике новаторские технические решения и концепции (в частности, "Илья Муромец" был первым советским широкоэкранным фильмом со стереофонией), в их создании участвовали выдающиеся специалисты по комбинированным съемкам, декорациям, гриму
Фильм "Илья Муромец" был занесен в книгу рекордов Гиннеса за самую масштабную массовку в истории кино – более 104 тысяч статистов одновременно приняли участие в его съемках.
Большим успехом среди зрителей всех возрастных категорий пользовалась сказочная феерия "Алые паруса" (1961), поставленная по одноименному роману Александра Грина.
Еще большее впечатление произвел на зрителей последний фильм Птушко "Руслан и Людмила" (1972), в котором наравне с главными героями действовали Говорящая голова, летающий карлик Черномор, гиганты и "невиданные" звери
В 1932-1949 гг. Птушко был и.о. профессора ВГИКа, заведующим кафедрой художественного факультета
С 1960 г. – художественный руководитель творческого объединения детских фильмов при киностудии "Мосфильм"
Александр Птушко вошел в историю киноискусства как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых уникальных возможностей кино.
Формально не выходя за рамки жанра киносказки, Птушко в действительности был одним из немногих советских режиссеров, внесших крупный вклад в мировое фантастико-приключенческое кино, в частности, в чрезвычайно популярный на Западе жанр фэнтэзи. Скончался Александр Птушко 6 марта 1973 г. в Москве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.