МОСКВА, 17 апр - РИА Новости. В Москве 17 апреля завершилась конференция "Международного форума юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий" (IFFTA), организованная Федеральным агентством по туризму и Ассоциацией туроператоров России (АТОР) при участии Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) и поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики.
Основной темой конференции стало обсуждение вопросов совершенствования Директивы совета европейского экономического сообщества "О комплексных турах, путешествиях и отдыхе" от 13 июня 1990 года (№90/314/EEC, Люксембург). На предварявшей дискуссию пресс-конференции заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский отметил, что современное состояние правовых и туристских отношений между странами Европы требует внесения изменений в текст этой Директивы, поскольку ей уже более 20 лет и она не учитывает современных реалий. По его мнению, участие в конференции отечественных юристов позволит сформировать будущие новации по изменению российского туристического законодательства.
Среди доминирующих направлений развития в этой области Писаревский выделил следующие:
- формирование правовых основ страхования в сфере внутреннего и выездного туризма, а также подготовка стандартов оказания квалифицированной медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ;
- создание системы сертификации, единых правил и стандартов деятельности турагентов, экскурсоводов, гидов, инструкторов-проводников, оказывающих услуги на маршрутах повышенной опасности;
- совершенствование правил и стандартов оказания услуг по реализации турпродукта, а также уточнение мер юридической ответственности туристических операторов и агентов, перевозчиков и других субъектов рынка за качество оказанных услуг;
- разработка и претворение в жизнь системы профессионального информирования в сфере туризма;
- развитие социального туризма;
- принятие (утверждение властями) правовых актов, регламентирующих электронную торговлю в сфере туризма;
- достижение саморегулирования в отрасли.
Замглавы Ростуризма призвал к сближению и гармонизации российского и европейского законодательств в сфере туризма, особо подчеркнув, что предстоящее обновление Директивы - одного из основополагающих документов, лежащего в основе законодательства стран еврозоны, - позволяет учесть и пожелания России как страны-донора для туристического пространства Евросоюза.
Своим видением путей совершенствования российского турзаконодательства с РИА Новости поделились руководители ведущих отечественных компаний и общественных ассоциаций, работающих в сфере туризма.
Инна Бельтюкова, гендиректор компании "Капитал-тур":
- Туристический бизнес - сложная система взаимоотношений между многочисленными контрагентами в международном правовом поле. Поэтому одной из главных задач в совершенствовании отраслевого законодательства представляется создание единых стандартов, регулирующих обязательства всех участников процесса: от иностранных отельеров, принимающих компаний и авиаперевозчиков до российских туроператоров и турагентов.
На практике часто оказывается, что мы как организаторы поездки несем финансовую и моральную ответственность перед клиентом за всех перечисленных партнеров, хотя, несмотря на существующие договорные отношения, де-факто не имеем юридической возможности влиять на их действия. В интересах потребителя следовало бы разграничить и законодательно закрепить обязательства участников процесса.
Кроме того, все они и в первую очередь туристы нуждаются в системе мер, которые защищали бы их при возникновении обстоятельств непреодолимой силы - политических и природных катаклизмов, осложнения эпидемиологической обстановки в зарубежных странах. В случае подобных ЧП ответственность за срыв поездки также ложится на туроператора - фактически он несет убытки из-за обстоятельств непреодолимой силы, которые крайне редко де-юре квалифицируются как форс-мажор. Защитить экономику операторского бизнеса, а значит, в конечном счете, и клиентов, позволил бы специальный компенсационный фонд или альтернативные страховые механизмы, разработанные в порядке усовершенствования отраслевого законодательства.
Одной из самых актуальных для туриндустрии тем является создание условий для технологичной и прозрачной электронной коммерции, которая требует легитимной системы документооборота, приведенной в соответствие с мировыми стандартами и деловыми обычаями. И, наконец, большим законотворческим достижением стало бы формирование единых стандартов персонального страхования клиента на всех этапах поездки и на случай ее отмены.
Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства "Персона грата":
- Что касается перспектив изменения туристического законодательства, то я бы выделил несколько первоочередных задач. В первую очередь это обязательная стандартизация порядка осуществления отдельных видов туристической деятельности, организации документооборота, требований, предъявляемых к безопасности туруслуг и к информации, предоставляемой потребителю.
Необходимо описать и регламентировать порядок дистанционной, электронной торговли и электронного документооборота.
Срочного и подробного регламентирования также требует отдельно гостиничная и экскурсионная деятельность, деятельность по детскому туризму.
Необходимо регламентировать деятельность компаний, не подпадающих под определения "туроператор" и "турагент", описать в законе виды деятельности, которые сейчас как бы выпали из законодательного поля: бронирование гостиниц, оказание экскурсионных услуг, организация индивидуальных туров и туров с лечением, образовательный туризм и прочие. На сегодняшний день у нас урегулирован только один вид деятельности - туроператорский, в остальных царит полная анархия.
Требуется ввести федеральный реестр турагентов и их уведомительную регистрацию, а также нормы, позволяющие обеспечить гражданскую ответственность турагентов - розничных точек продаж и прочих организаций, предоставляющих туристические услуги населению. На сегодняшний день система финансового обеспечения срабатывает только в случае банкротства и исчезновения туроператоров, да и то не во всех случаях, в то время как большая часть правовых конфликтов происходит именно в сегменте розничных продаж.
Важной мне видится задача разработки системы налоговых льгот для предприятий внутреннего и въездного туризма и гостиничного бизнеса, по крайней мере предоставления субъектам федерации права такие льготы устанавливать.
Очень важной задачей является установление обязательных норм по страхованию медицинских расходов для выезжающих за рубеж, определения минимального перечня страховых случаев, минимальной страховой суммы.
Еще одна важная проблема - это установление в законе процедур взаимодействия государственных ведомств в случае возникновения угроз российским туристам или каких-либо происшествий. Желательно образование межведомственной службы с участием МИД, МЧС, Ростуризма и Роспотребнадзора для оперативного реагирования и помощи туристам как в России, так и за рубежом.
Отдельная тема - установление требований к саморегулируемым организациям в сфере туризма.
Александр Буртин, коммерческий директор компании TEZ TOUR:
Туристическое законодательство надо переписать
- Мир меняется быстро. Процессы глобализации неузнаваемо меняют окружающий мир. Процессы унификации законодательства не только облегчают жизнь потребителям и участникам рынка, но и стирают национальные особенности, устойчивые, исторически сложившиеся традиции.
Даже такой простой вопрос, как единая классификация гостиниц. С одной стороны, все вроде бы здорово, всем все понятно и прозрачно, с другой, если сравнить трехзвездочные отели в Париже, Кемере или Хургаде, то разница в национальных подходах к классификации окажется налицо. И, вероятно, этот различный подход к классификации - или вообще отсутствие такового - вызвано стремлением государств индивидуально определять правила игры, объем налоговых поступлений и т.п. Поэтому, при всех прелестях унификации, я бы говорил скорее о гармонизации, что позволит избегать правовых коллизий.
Мы являемся сторонниками более либерального подхода к законотворчеству, стремимся к тому, чтобы бизнес не был опутан бюрократическими путами, призываем к большей прозрачности и понятности, например, в схеме улаживания конфликтов. Нынешнее законодательство о туризме фактически нужно переписывать заново.
Регулятор очень сильно ограничивает способы ведения бизнеса, что в итоге приводит к неконкурентоспособности деятельности туроператоров, например, относительно GDS (Global Distributive Systems). В случае возникновения конфликтов туроператоры практически всегда несут ответственность, тогда как другие участники рынка - уже упоминаемые турагентства, авиакомпании и отели - от этой ответственности освобождены. В сегодняшнем законодательстве ничего не говорится об электронной коммерции, но ведь именно Интернет сейчас является основной торговой площадкой во всем мире. Мы с сожалением должны констатировать, что пока ни бизнес-сообщество, ни регуляторы не могут адекватно реагировать на вызовы современности.
Всегда надо очень ответственно подходить к тому, чтобы неосторожной буквой закона не загубить бизнес, не открыть ворота мошенникам и аферистам, не создать очередную "черную дыру" в законодательстве.
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько:
Туризм - это локомотив экономик, а не дойная корова
- Первоочередная проблема - это совершенствование законодательства в части, обусловливающей рост стоимости услуг размещения, турфирм, транспортных компаний. Сегодня рост издержек является, вероятно, главной проблемой. Мы все были свидетелями того, как 21 страна европейского сообщества снизила НДС для гостиниц с 20 до 5-7%. У нас же налоговая нагрузка в основном только увеличивается. После перехода на кадастровый метод оценки земли резко увеличились платежи, которые несут отели и санатории по налогу на землю. Более чем на 20% в большинстве регионов повысились для объектов размещения коммунальные платежи.
С предприятий туриндустрии пытаются брать за все: регистрацию иностранцев, трансляцию теле- и радиопередач в номерном фонде, выполнение новых требований по защите персональных данных и т. д. В результате отечественный турпродукт становится все менее и менее конкурентоспособным. Нужны реальные преференции предприятиям, занимающимся въездным и внутренним туризмом. Для начала надо кардинально снизить размеры финансового обеспечения туроператоров в сфере въездного туризма. А то деньги на эту страховку турфирмы и гостиницы тратят, а соответствующих страховых случаев с иностранцами с момента вступления данной нормы закона в силу так и нет. И не надо рассчитывать, что туризм у нас, как во многих странах, станет локомотивом экономики, если относиться к нему как к дойной корове.
Надо стремиться к гармонизации российского и европейского туристских законодательств в части регулирования:
- всей системы отношений в цепочке поставщики услуг - туроператоры - турагенты - клиенты;
- электронной торговли в сфере туризма;
- налогов и сборов;
- преференций инвесторам;
- туристских формальностей (визовый режим, регистрация иностранцев и т.д.);
- страхования выезжающих за рубеж и путешествующих с целью туризма внутри страны.
В частности, надо ввести обязательное страхование лиц, выезжающих за рубеж, в том числе на случай стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, установить обязательный минимальный перечень соответствующих рисков и их страхового покрытия.
На последнем заседании правления РСТ в марте этого года говорилось о том, что надо создавать государственный реестр турагентств (свой отраслевой реестр агентств мы уже давно создали) и вводить заявительную систему их регистрации, как уже сделано в случае с гостиницами. Часть этих и ряд других вопросов были изложены в письме, переданном министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко на встрече в начале этого года. Помимо РСТ, его подписали руководители Российской гостиничной ассоциации, Федерации рестораторов и отельеров, Национальной курортной ассоциации и Спортивно-туристского союза. Мы предлагаем создать для этих целей объединенную рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон и действовать безотлагательно, поскольку разрыв между потребностями практики и буквой закона увеличивается с каждым днем.