Антон Яковлев
В столице Катара Дохе в конце марта прошла конференция участников конвенции по международной торговле представителями вымирающих видов дикой фауны и флоры (CITES).
Эксперты 178 стран, в том числе и России, собрались для того, чтобы сообща принять меры для предотвращения случаев незаконной международной торговли животными и растениями.
Торговля животными сегодня - один из наиболее доходных видов теневого бизнеса.
По данным Интерпола, этот вид деятельности в мире занимает второе место по обороту денег после торговли наркотиками - более 6 миллиардов долларов в год.
Хвостатые безбилетники
В июле прошлого года в тамбуре поезда "Санкт-Петербург – Севастополь" таможенники обнаружили большой деревянный ящик. Внутри оказался десятимесячный африканский лев. Хозяин ехал в соседнем вагоне. Ни одного документа на хищника у него не было. "Интересно другое, - рассказывает государственный инспектор ФТС РФ Александр Карелин, - мужчина оплатил багажную квитанцию и убедил проводников в том, что везет большую собаку".
Хищников вывозят из России не только по железной дороге. Так, несколько месяцев назад трехгодовалая львица Наоми и пятимесячный уссурийский тигренок Раджа - теперь обитатели тульского зоопарка - чуть не оказались в Белоруссии.
Таможенники рассказывают: "Машина с животными пыталась проскочить через границу. У водителя автомобиля даже были ветеринарные паспорта на кошачьих, но отсутствовало специальное разрешение на вывоз редких питомцев".
TRAFFIC
Алексей Вайсман занимается проблемой контрабанды животных более 15 лет. Он координатор программы по изучению торговли дикими животными TRAFFIC. Это совместный проект всемирного фонда дикой природы (WWF) и Всемирного союза охраны природы (IUCN).
Задача TRAFFICа - мониторинг торговли дикими животными и растениями. Алексей точно знает, какой "товар" пользуется наибольшим спросом в России и за рубежом.
"Через границы Российской Федерации ежегодно провозят тысячи редких животных. Их отлов происходит, как правило, в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке", - рассказал РИА Новости Алексей Вайсман.
В Россию везут попугаев, рептилий и приматов, вывозят - редких соколов (кречетов, сапсанов, балобанов), занесенных в Красную книгу.
"Эти птицы высоко ценятся на арабском востоке. Там их используют в традиционной соколиной охоте. Цена одной особи может доходить до нескольких сот тысяч долларов", - продолжает Алексей.
Спрос на соколов огромный, подтверждают в ФТС РФ. Пернатых хищников чаще других "нелегалов" выявляют на границе.
Государственный инспектор ФТС Карелин вспоминает, как в сентябре 2009 года на таможне в "Домодедово" была пресечена попытка незаконного перевоза через границу восьми редких соколов-сапсанов.
"Как удалось установить, птиц готовили к отправке в Доху. Их поместили между бутылками со льдом в две спортивные сумки; состояние соколов было в ужасным ", - добавляет он.
Таможенники передали птиц в подмосковный Центр спасения диких животных. После 20-дневного карантина соколов выпустили на свободу.
Смотрите сюжет о том, как конфискованных птиц выходили и отпустили на волю >>
Карелин также рассказал о том, в каких условиях "путешествуют" животные.
"Их накачивают наркотиками, обматывают скотчем, им зашивают пасти и глаза. Понятно, что ни о какой пище и воде не может быть и речи. Прибавить к этому сильнейший стресс - и получаем колоссальную смертность", - говорит таможенник.
И объясняет, почему контрабандисты не боятся потерять часть "товара": "За редкие виды платят такие деньги, что даже если выживет всего один экземпляр, то он окупит всю партию".
"5000 процентов прибыли - вполне реальные цифры, это при 80-процентном отходе",
- подтверждает его слова координатор программ по изучению торговли дикими животными TRAFFIC Алексей Вайсман.
Цена вопроса – жизнь
Ловцы, перевозчики, продавцы – все они наносят непоправимый урон природе, уверяют защитники животных. Жажда наживы злоумышленников приводит к исчезновению редких видов.
"К сожалению, мягкость нашего законодательства не позволяет адекватно бороться с контрабандой животных. В России нет отдельной статьи, в которой говорилось бы о ней", - говорит государственный инспектор ФТС Александр Карелин.
Он поясняет, что представители фауны приравниваются к обыкновенному товару.
Завести уголовное дело можно только по статье 188 Уголовного Кодекса РФ "Контрабанда", если будет доказано, что стоимость "живого груза" превышает 250 тысяч рублей.
"Как правило, стоимость "товара" не превышает этой суммы, поэтому контрабандисты отделываются сравнительно небольшими административными штрафами в 20-30 тысяч рублей за недекларирование и жестокое обращение с животными", - говорит он.
Но как определить, сколько может стоить животное? Это не машина, на которую есть конкретная цена.
Алексей Вайсман объяснил РИА Новости, как происходит оценка экземпляра. По его словам, Федеральная таможенная служба обращается во Всемирный фонд дикой природы с просьбой определить стоимость животного. Проблема в том, что устоявшихся легальных цен на редкие виды нет, и цифра дается на основе мониторинга "черного рынка" и Интернета.
"Адвокат подсудимого предоставляет в суде свои справки и чеки на экзотическом языке о том, что животное стоит всего несколько долларов. И уже суд решает, кому верить – нам или какой-нибудь бумажке из Габона или Камеруна. Практика показывает, что часто суд верит адвокатам ", - говорит Вайсман.
Животных нужно приравнять к наркотикам и оружию
По мнению представителей Фонда дикой природы, исправить эту ситуацию вполне реально. В 188 статье УК РФ "контрабанда" нужно прописать отдельной строкой наказание за нелегальную перевозку животных, как это сделано в случае с наркотиками и оружием.
Ужесточения наказания добивается не только Фонд дикой природы. Росприоднадзор, который является административным органом СИТЕС в России и может выдавать сертификаты и разрешения на ввоз и вывоз животных, также ратует за более строгие наказания.
"Нынешние штрафы никого не пугают, они просто не сопоставимы с прибылью. Росприроднадзор неоднократно вносил предложения по ужесточению как уголовного, так и административного наказаний", - говорит Татьяна Скрипник, начальник отдела разрешительной деятельности и контроля за объектами животного мира Росприроднадзора РФ.
Конвенция CITES не запрещает перевозку редких видов, говорит Скрипник. Можно официально получить сертификат и разрешение на ввоз или вывоз животных. При этом необходимо предоставить документы, которые подтверждают законное происхождение и приобретение редких животных. Но в том-то и беда, что контрабандные животные, как правило, изъяты из дикой природы незаконно.
Бездомный контрафакт
Обнаружить и конфисковать "живую контрабанду" еще полбеды, после этого животных нужно где-то держать. Соколам проще найти приют, потому что через 20-30 дней их уже можно выпускать в естественную среду обитания. С экзотическими, теплолюбивыми видами сложнее.
В России практически нет специализированных государственных питомников по передержке животных.
"Мы крутимся, как можем. Некуда девать конфискованных животных. Через Росприроднадзор находим какие-нибудь частные питомники, иногда идут навстречу зоопарки", - объясняет государственный инспектор ФТС Александр Карелин.
Кто должен исправлять сложившуюся ситуацию - непонятно. Специалист Росприроднадзора Татьяна Скрипник считает, что при таможне обязательно должен быть хоть какой-нибудь карантин. Но за чей счет он должен быть построен - неясно. И Алексей Вайсман, и Татьяна Скрипник уверены - таможенникам проще не заметить контрабанду, чем с ней потом возиться.
В ФТС РФ опровергают подобную точку зрения: "Дело не в том, что не нужны лишние проблемы, просто некоторые пункты досмотра недостаточно оснащены технически, а проверить абсолютно всех людей физически невозможно", - объясняют таможенники.
Не пойман – не вор
Чиновники, защитники природы и ФТС сходятся во мнении – в России не контролируется внутренний оборот животных, отсутствует законодательство, регулирующее торговлю видами не местного происхождения, внесенными в CITES. В стране просто нет закона, по которому можно конфисковать зверей после пересечения ими границы. Если удалось проскочить на таможне, то ввезенные экземпляры могут свободно продаваться и покупаться. При этом продавцы «живого товара» чувствуют себя абсолютно безнаказанно.
На птичьем рынке в Москве можно купить почти всю Красную Книгу
Съемочная группа РИА Новости отправилась на птичий рынок столицы. Здесь по выходным проходит настоящая ярмарка животных. Приобрести можно не только котят, щенят и хомячков, но и редких животных. На прилавках представлены всевозможные виды экзотических попугаев: амазоны, жако, какаду и даже ара. Цены на них колеблются от 20 до 70 тысяч рублей. Все они входят в список CITES - в него включены виды, находящиеся под угрозой исчезновения. У продавцов нет никаких документов, разрешающих торговать редкими экземплярами. Объясняют они это просто: пернатые разведены в домашних условиях.
"В подобные слова верится с трудом. Редкие виды попугаев размножаются в неволе плохо. Получить птенцов можно в специализированных питомниках, но их владельцы никогда не пойдут торговать на рынок", - говорит начальник отдела ветеринарно-санитарного надзора Михаил Неретин.
Рядом с попугаями - стенд с фотографиями крокодилов. Отыскать прямо на рынке живую рептилию сейчас сложно.
"Холодно еще. Как только потеплеет - приходите, их в общем зале мужик безрукий будет продавать", - говорит один из продавцов.
Другой мужчина, предлагающий змей, услышав про крокодила, говорит, что один экземпляр у него остался.
Рептилии 8 лет, ее длина от носа до кончика хвоста - 1 метр, стоимость - 50 тысяч рублей.
"Это крокодил кайман, длиннее вряд ли вырастет. Он не опасный. Кайман один из самых безопасных крокодилов на земле", – уверяет продавец.
А в крытом павильоне на "Птичке" (так москвичи называют этот рынок) живого каймана можно купить всего за три с половиной тысячи рублей. Самого крокодила в аквариуме нет, только ценник на стекле.
"Крокодилов сейчас нет, но скоро привезут", - говорит девушка-продавец. На вопрос о документах отвечает, что если они нам нужны, то будут.
На Птичьем рынке есть и продавцы обезьян. Они представляют товар по фотографии. По их словам, держать приматов здесь нет смысла. Они любят тепло, да и внимания слишком много привлекают.
Цена краснохвостой мартышки - 150 тысяч рублей. Документов на руках нет.
«На птичьем рынке у продавцов документы на животных либо поддельные, либо вообще отсутствуют»,
- говорит главный координатор проектов программы TRAFFIC Алексей Вайсман.
"Оборот животных на "Птичке" стал меньше. С развитием Интернета необходимость весь день стоять на рынке отпала", - продолжает Вайсман.
В глобальной сети выбор действительно больше. Есть сайты, где предлагают купить по-настоящему диких и редких зверей. "Под заказ" могут привезти белого тигра, пантеру, леопарда и даже хозяина Арктики – белого медведя. Все зависит от ваших финансовых возможностей.
В объявлении также говорится о человекообразных обезьянах, которые внесены в международную Красную Книгу. На этом варианте и решил остановиться корреспондент РИА Новости.
Человек-зоопарк" на другом конце провода сразу же подтвердил, что приматы в наличии есть: шимпанзе и орангутан по 35 тысяч долларов, гиббон – 14 тысяч американских рублей.
"Посмотреть их нельзя. Вы же понимаете, что это незаконно", - слышится голос из трубки.
Экзотический вирус
Купленное без справки о состоянии здоровья животное может оказаться переносчиком опасных болезней. Ветеринары уверены, что контрабанда во многом способствует распространению вирусов. Условия транспортировки таковы, что достаточно попадания в партию одной больной особи - и инфекция распространяется на всех остальных.
Случаи заражения людей от экзотических животных встречаются все чаще. Это связано с тем, что большинство из них ввозятся в страну незаконно, а соответственно - не проходят карантина и ветеринарного осмотра.
По информации отдела ветеринарно-санитарного надзора Москвы и Московской области, с 2000 года в результате контакта с животными в мире различными заболеваниями заразились более 50 миллионов человек.
"Должен быть легальный ввоз с обследованием животных. Если ввоз нелегальный, то заразиться можно чем угодно. Даже несерьезная болезнь, привезенная с чужого континента, может у нас в стране повести себя абсолютно непредсказуемо", - предупреждает начальник отдела ветеринарно-санитарного надзора Михаил Неретин.
Кто должен контролировать трафик редких животных
Кроме контрабандистов, незаконная торговля животными не выгодна никому. Страдают редкие виды фауны, заболевают люди, государство не получает денег в казну. Только ужесточением законов здесь не обойтись. Татьяна Скрипник уверена, что проблема должна решаться на федеральном уровне. По ее словам, необходимо создание государственного органа, который будет заниматься всей работой, связанной с перевозкой животных, решать вопросы по разрешению на ввоз или вывоз, изучать "черный рынок". Главное, чтобы эта госструктура имела полномочия на законодательном уровне для борьбы с незаконным трафиком редких видов фауны.