МОСКВА, 16 апр - РИА Новости. Россияне стали больше думать о накоплении сбережений - в 2010 году 63% опрошенных выразили намерение больше копить по сравнению с 22% в прошлом году, следует из результатов 21-го ежегодного исследования Observatoire Cetelem.
Не тратить, копить
"После стресс-теста европейских экономик в 2009 году, тенденция к накоплению сбережений возникает во многих странах. Намерения сберегать достигли 50% (в среднем по 12 странам Европы) и выросли с 22% в 2009 году до 34% в 2010 году. В 2010 году более трети европейцев (34%) говорят о том, что собираются больше копить. Это в особенности справедливо для Южной Европы, а именно Испании, Португалии и Италии. В России намерения копить особенно резко выросли: 63% в 2010 году по сравнению с 22% в прошлом", - говорится в сообщении Cetelem.
При этом подчеркивается, что впервые за 10 лет намерения сберегать преобладают в четырех крупнейших странах (Южная Европа): Испании, Франции, Италии и Португалии.
В 2010 году намерения тратить снижаются (в среднем по 12 странам), в первую очередь из-за существенного спада, который наблюдался в Германии, Италии и Испании. Тем не менее, намерения тратить остались на тех же уровнях в Центральной Европе и даже выросли в Венгрии, Чешской Республике и Словакии. В России снижение составило 8%.
"Ничто никогда не будет как раньше", - заявили 64% европейцев, которые уверены, что экономический кризис окажет влияние на их потребительское поведение в долгосрочной перспективе, говорится в сообщении. Эти долгосрочные изменения воспринимают как свершившийся факт более чем три четверти опрошенных в Италии, Франции, Португалии и России. В Венгрии эта цифра поднимается до 8 из 10 опрошенных.
Second hand
"Эра ненасытного, "одноразового" потребления, похоже, подошла к концу. Эта тенденция сопровождается настоящим взлетом рынка товаров, бывших в употреблении, который является ответом на потребности европейского потребителя - лучшее соотношение цена-качество - и также служит подтверждением перехода к новому типу потребления", - говорится в сообщении. В целом, среди наиболее востребованных на вторичном рынке групп товаров - товары культуры, автомобили, одежда и игрушки.
По данным исследователей, больше всего покупок на вторичном рынке делают немцы, венгры и поляки, в то время как русские, португальцы и испанцы пока отстают по этим показателям. Однако пока, в настоящее время 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, рискуют быть обманутыми. Но такое же количество опрошенных считает, что это "хороший способ покупать более качественные вещи". Для половины опрошенных это способ покупать больше.
"Русские, испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок: риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы", причем в России так считает 67% опрошенных, 38% - что подержанный товар может быть некачественным. При этом 37% россиян считают, что покупка подержанных товаров - это "хороший способ потреблять больше".
Для сравнения, в Португалии самое большое количество людей считает, что это может быть некачественная покупка (51%). И, наоборот, во Франции так считают только 10%, и 12% - в Великобритании.
Быстрое развитие интернета и рост рынка подержанных товаров привели к появлению нового вида потребителя - "покупатель-продавец": 39% европейцев (30% в России) уже продавали товары культуры, а 38% - машины. С небольшим отставанием идут электробытовые приборы и одежда. В России 46% продаж приходится на телевизоры и hi-fi технику. Интернет сыграл определяющую роль в развитии продаж подержанных товаров, но продажи подержанных автомобилей (49% в России) также продолжают расти и вносить свой вклад в быстрый взлет рынка.
"Исследование показывает, что намерения людей продавать подержанные товары со временем возрастает", - добавляется в сообщении.
Экологическое сознание
По данным исследователей, в Европе все больше покупок совершается с учетом экологических факторов. Широко распространены использование переработанной бумаги (63%), улучшения в быту для повышения эффективности энергопотребления (40%), покупка натуральных продуктов (38%) и товаров местного производства (37%), все это свидетельствует о том, что теперь об экологии не только говорят, но и совершают конкретные действия для ее улучшения.
"Для португальцев и британцев экология особенно важна, а вот жители России пока отстают в этом направлении", - говорится в сообщении. В России 43% опрошенных заявили, что используют переработанную бумагу, 29% - использовали в домашнем хозяйстве экологическое оборудование для экономии воды или энергии, 30% - покупали натуральные продукты и товары местного производства (45%).
В 2010 году исследование Observatoire Cetelem проводилось в 12 крупнейших странах Европы. Общая выборка в Германии, Бельгии, Испании, Франции, Венгрии, Италии, Польше, Португалии, Чешской Республике, Великобритании, России и Словакии составила 8 тысяч человек.
Под брендом Cetelem работает BNP Paribas Personal Finance. Cetelem начал свою деятельность в России в 2007 году.