Рейтинг@Mail.ru
Будущих инженеров надо готовить уже в школе - Юрий Гортышов - РИА Новости, 16.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущих инженеров надо готовить уже в школе - Юрий Гортышов

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭРектор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева Юрий Гортышов
Ректор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева Юрий Гортышов
Читать ria.ru в
Как мотивировать талантливых школьников выбирать технические профессии, какие стимулы обеспечат студентам лучшее обучение в вузах и чем полезна рабочая специальность будущему инженеру, об этом в интервью РИА Новости рассказал ректор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева (КГТУ - КАИ) Юрий Гортышов.

Как мотивировать талантливых школьников выбирать технические профессии, какие стимулы обеспечат студентам лучшее обучение в вузах и чем полезна рабочая специальность будущему инженеру, об этом в интервью РИА Новости рассказал  ректор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева (КГТУ - КАИ) Юрий Гортышов.

- Юрий Федорович, с чем вы связываете факт, что в технические вузы идут недостаточно подготовленные абитуриенты?

- На технические специальности средний проходной балл ЕГЭ действительно ниже, чем на другие – включая гуманитарные. Дело в том, что обучение школьников математике и естественнонаучным дисциплинам сейчас ведется плохо. По опыту нашего университета могу сказать: если по математике абитуриенты еще могут показать какие-то знания, то с физикой дело обстоит намного хуже. Для освоения же наукоемких специальностей, которым мы обучаем, хорошо знать эти предметы необходимо.

- Может ли вуз как-то исправить эту ситуацию? Или решением проблемы должны заниматься школы?

- Я разделяю мысль, высказанную как-то заместителем министра образования и науки РФ Исааком Калиной, что вузы должны помогать школам обучать детей. И больше всего в этом нуждаются естественнонаучные предметы и математика, не такие простые для понимания в сравнении с гуманитарными.

Выходом может стать открытие профильных классов, которые бы занимались физико-математической подготовкой школьников.

У нас уже есть пример действия такого подхода. Вместе с Казанским вертолетным объединением в одной из школ города мы открыли профильный класс. Объединение взяло на себя материально-техническую подготовку и оснащение классов всем оборудованием, необходимым для обучения предметам на высшем уровне, наш университет предоставил преподавателей.

- Не всегда есть возможность создать в школе такой класс...

- К сожалению. Но есть альтернатива: кружки научно-технического творчества – они могут пробудить у детей интерес к инженерной профессии. Также олимпиады и конкурсы. Наш университет их проводит. Они не дают видимых преференций при поступлении, но говорить, что победители ничего не получают от состязаний, тоже неправильно. Дети, увлеченные естественными науками, сами пробующие что-то мастерить, конструировать, уже выгодно отличаются от других. Они знают намного больше, серьезнее подходят к учебе. Как правило, такие дети прекрасно сдают ЕГЭ и потом без труда поступают к нам в университет.

Но проблемы технических вузов не сводятся только к отбору абитуриентов. Важно не просто привлечь талантливую молодежь к инженерному делу, но и дать ей стимулы к обучению.

- Как эту проблему решают в КАИ?

- Мы стараемся ориентировать наших студентов на работу на конкретных предприятиях. В республике Татарстан существует система образовательных кластеров, когда образовательные учреждения разного уровня связаны с теми отраслями промышленности, для которых они готовят специалистов, – кластер в области машиностроения, авиастроения.

В таких условиях работодатели имеют возможность непосредственно влиять на учебный процесс, определяя, какими знаниями и умениями должны обладать наши выпускники. Мы в связи с этим вносим изменения в учебный план. Дипломы студенты защищают прямо на тех предприятиях, где проходили практику.

Недавно я присутствовал на одной такой защите: группа студентов представила проекты по бесплазовому методу технологического изготовления авиационных деталей. Вопросы им задавали не только оппоненты и пришедшие на защиту руководители кафедр, но и специалисты предприятия. Было приятно, что студенты смогли ответить почти на все вопросы.

Помимо предприятий в республике Татарстан, в числе тех, с кем мы сотрудничаем, – работодатели из других регионов. Недавно мы заключили соглашение с «Авиастар-СП» в Ульяновске, планируем наладить связи с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

- Достаточно ли производственной практики для того, чтобы, придя на предприятие, выпускники сразу могли включиться в работу?

- Практика во время обучения может лишь частично сократить разрыв между теоретическими знаниями и их применением на производстве. Поэтому в нашем университете действует специальная программа с профессиональными лицеями, например, с лицеем №57 города Набережные Челны, профильным для завода «КАМАЗ». Студенты, поступившие на первый курс нашего филиала в Набережных Челнах, в течение года обучаются в этом лицее любой рабочей профессии по своему выбору. Обучение бесплатное, все расходы взяло на себя предприятие. Очень многие после первого курса идут работать на завод по специальности. Делать это позволяет гибкое расписание, которое устанавливает университет, идя навстречу студентам. Анкетирование, проведенное среди участников этой программы, подтвердило: все очень довольны. У этих студентов есть уникальная возможность почувствовать профессию «своими руками» еще до получения диплома, что помимо необходимой практики дает им дополнительный стимул к учебе.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала