С развитием информационных технологий учителя получают новые возможности для обмена опытом и повышения квалификации. Вот уже несколько лет существуют различные сетевые педагогические сообщества. Насколько востребована и эффективна такая форма профессионального общения, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора по информатизации Центра образования №293, руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.
- Александр Борисович, так ли нужен сегодня учителю Интернет для общения? Считается, что ученики в этом плане активнее…
- Формирование устойчивой среды профессионального общения как элемента повышения квалификации педагога – необходимая часть модернизации образования как системы. И учителя не только могут, но и должны показывать ученикам образцы конструктивного сетевого взаимодействия.
Проблема сложившейся системы образования – в ее региональной замкнутости. Регионы реализуют собственные программы модернизации, а федеральные власти, по сути, поощряют их конкуренцию – есть даже оценка эффективности работы губернаторов по показателям образования. Это порождает «охранительную» идеологию – декларируется, что идет обмен опытом, но при этом очень болезненно воспринимается то, что коллеги из одного региона начинают пользоваться методическими успехами коллег из другого.
Выехать из одного региона на курсы повышения квалификации в другой очень сложно. А «у себя» их проводят одни и те же лица – круг профессионального общения учителей искусственно сужается. Надо его расширить: как в «географическом» смысле, так и в профессиональном, чтобы историки общались не только с историками, а и с литераторами, математиками, географами. Сетевое взаимодействие позволяет организовать эти процессы быстро и эффективно.
- Есть ли примеры успешного сетевого взаимодействия?
- Их много – у нас на портале регулярно проходят мастер-классы и ИКТ-фестивали учителей-предметников, в рамках которых объединяются преподаватели из разных регионов. Интересен опыт проведения мастер-класса по созданию «нити-методик» (нити – новые информационные технологии и Интернет). Педагоги, используя для общения лишь Интернет-технологии, должны были составить методическую разработку целой темы, с тем чтобы информационные технологии использовались на каждом уроке. Таких групп работало около 20. К примеру, учитель из Читы организовала творческую группу «Загадочная русская душа», где были представители Красноярска, Саратова, Калининграда, Ханты-Мансийского автономного округа. Кто-то лучше работает с традиционными источниками, кто-то занимается флеш-анимацией... В итоге шесть человек в сжатые сроки разработали 19 проектов: для обычных классов, гуманитарных, классов изобразительного искусства и других.
Кроме того, на нашем портале действует механизм открытой общественной профессиональной экспертизы. Учитель выкладывает свой методический материал, и вне зависимости от того, где он проживает, ему дают рекомендации. По итогам обсуждения сообщество решает судьбу ресурса: переместить в постоянную библиотеку, отправить на доработку, отклонить.
- Насколько распространены сетевые сообщества учителей и кто их поддерживает?
- Действует около двух десятков относительно успешных крупных и средних учительских Интернет-площадок. Часть финансируется за счет бюджета, часть за счет бизнес-структур, некоторые – частная инициатива. Каждый месяц в работе этих площадок участвует свыше миллиона уникальных посетителей. Многие педагоги работают сразу в нескольких сообществах. Нет проблем как в количестве сообществ, так и в их распространенности. Вопрос в качестве.
Сообщество в своем становлении проходит несколько фаз: обсуждение злободневных проблем, обмен методическим опытом, создание новых методических материалов и организация мастер-классов, конкурсов, фестивалей силами самих участников. Переход к третьей фазе можно считать точкой отсчета: сетевое сообщество заработало. Для этого необходимо не менее десяти человек, которые регулярно (не менее раза в неделю) участвовали бы в работе сообщества и около 50 читателей на каждого из участников.
Но многие официальные сообщества для поддержания видимости своей востребованности активно используют административный ресурс. Педагоги пишут о том, что в школу стали приходить приказы, требующие, чтобы администрация обеспечивала количество участников для этих сообществ, «предоставляла условия, проконтролировала вступление».
Во время уроков учителю принимать участие в работе сообщества некогда. На нашем портале пик посещаемости – 19-20 часов по московскому времени. Фактически, это личное время педагога, и почему им считают возможным распоряжаться – нет объяснения. И, наверное, люди все же будут идти, в первую очередь, туда, где они могут чему-то научиться.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости