В Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств открылась выставка "Всегда другое искусство" - избранные произведения из частной коллекции Виктора Бондаренко.
В 20-х годах XIX века в особняке Варвары Алексеевны Нарышкиной (урожденной княжны Волконской) собирались члены тайного общества декабристов, в 10-х гг XXI века декабристов сменили коллекционеры, антиквары, художники и им сочувствующие.
Советник министра культуры РФ, почетный член Российской академии художеств, член попечительского совета Государственной Третьяковской галереи и просто очень богатый человек Виктор Бондаренко владеет одним из крупнейших собраний современного отечественного искусства и русских икон. В данном случае выставлялись полотна знаковых фигур современного искусства: художников Эрнста Неизвестного, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Валерия Кошлякова, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, Айдан Салаховой.
Галеристка Айдан Салахова осматривала экспозицию вместе с отцом, вице-президентом Российской Академии художеств Таиром Салаховым. В одном из залов произошла встреча в верхах: Таира Салахова увлек за собой директор музея современного искусства Зураб Церетели, а Айдан увлеклась разговором с внуком Церетели - Василием, коммерческим директором музея. К ним присоеденился ведущий Андрей Малахов.
Мимо продефилировала певица Мария Максакова со спутником, пожелавшим остаться неизвестным.
- Не надо меня снимать! - попросил он и тут же попал в крепкие объятия Виктора Бондаренко. Коллекционер пребывал в прекрасном расположении духа, без ложного пафоса общался с журналистами, совершенно покорив двух молоденьких девушек с диктофонами.
- ... Храм Христа Спасителя строить было не надо! (хорошо, что не слышал Зураб Церетели) На этом месте должен быть современный хайтековский храм из стекла и металла..., - донеслась до меня сентенция коллекционера икон. Девушки пришли в восторг:
- Какой классный мужик! И с ними не поспоришь. Правда, классный.
Господин Бондаренко в демократичных джинсах, майке и пиджаке-casual позировал на фоне собственного портрета с бородой "в образе Понтия Пилата" работы Константина Худякова. На портрете подпись: "Апартаменты Виктора Бондаренко"
- У Худякова был проект "Отель Russia" - пояснил подпись Виктор Бондаренко, – и в этом проекте, наравне с яйцами Фаберже, с зубами Сталина фигурировало все на свете и в том числе "апартаменты Бондаренко". Рядом - портрет супруги Бондаренко Иды кисти Ирины Старженецкой, не фотографический, как у Худякова, примитивизм, но вполне узнаваемый.
В соседнем зале обнаружилась работа супердорогого художника Ильи Кабакова. Именно его выставкой, которую почтил своим присутствием Роман Абрамович, официально открывалась галерея Дарьи Жуковой "Гараж".
- Кабакова я предоставил Даше для экспозиции, а купил его задолго до "Гаража" - продолжил экскурсию Бондаренко.
- А лично вам, какой современный художник близок, вот чтоб не для денег, а для души? - поддержала я беседу.
- Ну, это очень сложно, мне очень Олег Кулик нравится, - продолжил Виктор Бондаренко.
Ценность произведений Кулика для истории искусства весьма сомнительна, но стоит дорого – бесспорное вложение капитала. Картина Олега Кулика из собрания Бондаренко называется "Красная площадь". На фото-живописи по традиции голый Кулик скачет на лошади по Красной площади, как сорвавшийся с постамента одетый маршал Жуков, но в кителе и при орденах. И, конечно, НКВД, КГБ и ФСО на хвосте. Все бросили ради поимки диссидента Кулика.
Вопрос о разнице между фото и живописью остался открытым, потому как начались торжественные речи.
- Добрый вечер! Спасибо всем, кто пришел, - поприветствовал публику господин Бондаренко – Все знают, что у меня одна из лучших коллекций русских икон в стране, но в тоже время я люблю и современное искусство. Как говорит моя жена: хорошие вещи не дерутся. Иконы я люблю, как столетнюю бабушку, которая уже отжила, а современное искуство - как свою 10-летнюю дочь. (В 2006 году Виктор Бондаренко мгновенно отсудил дочь Женю у своей подруги Елены Белоусовой, гражданской жены певца Жени Белоусова. В браке с Идой у Бондаренко не было детей. - прим. ред.)
На этой патетической ноте торжественная часть завершилась, коллекционер ретировался в "Майбах" и возглавил кавалькаду из особо приближенных лиц, двинувшихся в сторону Арбата за пищей телесной.
Анна Горбашова, обозреватель Мнение автора может не совпадать с позицией редакции