Элла Таранова, РИА Новости.
18 апреля в северной части Кипра пройдут президентские выборы. Об этом событии, возможно, большинство не узнает. Этот факт, скорей всего, останется незамеченным мировым сообществом. Турецкая Республика Северного Кипра находится в многолетней информационной блокаде. Несмотря на то, что государство де-факто существует более четверти века, оно неизменно упоминается с эпитетом «непризнанное».
Туристам, в больших количествах пребывающим на Кипр, в принципе, нет дела, что коренные жители острова – греки-киприоты и турки-киприоты – отделены друг от друга не только разделительной полосой, металлической проволокой и буферной зоной, контролируемой «голубыми касками» ООН, но и глубоким противостоянием. Хотя о военном конфликте в 70-х годах прошлого века здесь уже мало что напоминает, разве что вмятины от снарядов на стенах зданий, намеренно сохраняемых по обе стороны границы, как напоминание, что неразрешенные противоречия на этнической почве в любой момент могут вылиться в войны.
Можно было бы оставить этот самый застарелый на территории Европы конфликт на совести Евросоюза, тем более что Республика Кипр (кроме, разумеется, Северного Кипра) стала членом ЕС. Если бы некоторые его детали не повторились позже в истории с Нагорным Карабахом и даже, с некоторыми отступлениями, с Южной Осетией и Абхазией.
Впрочем, всякие прямые параллели в таком случае некорректны. Это как у Толстого: все счастливые семьи счастливы одинаково и каждая несчастная семья несчастна по-своему. Тем не менее, выборы в ТРСП способны во многом определить дальнейшую судьбу не одного острова. Если победа останется за нынешним лидером Талатом, есть шанс, что в обозримой перспективе обе части невезучего острова так или иначе воссоединятся. Сам Мехмет Али Талат недавно озвучил совершенно конкретное время - 2012 год. И у него есть основания для оптимизма: на протяжении двух последних лет идет активный переговорный процесс между ним и президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом, в ходе которого удалось согласовать ряд, как раньше казалось, неразрешимых вопросов. Не исключено, что их договороспособность объясняется тем, что оба руководителя, и признанный, и нет, придерживаются в политике левых взглядов, Христофиас сам родом с севера, то есть фактически земляк киприотским туркам. Есть в его биографии и такой факт – получил образование в СССР.
В то же время в непризнанной Турецкой Республике на Кипре немалая часть высокопоставленных чиновников училась в Союзе. Так что дружелюбие по отношению к России у островитян примерно одного толка. Да и желание мирно решить свою кипрскую проблему обоюдное. Это именно тот случай, когда уместно сказать: «Лови момент!» Другого может и не быть. Ведь если после выборов 18 апреля, пусть даже не особо замеченных, к власти в турецкой части Кипра придет другой кандидат – консерватор и очевидный ястреб Дервис Эроглу, мало, что называется, не покажется. Он не настроен на длительные переговоры. Скорее – на резкие шаги. Будущее видит в жесткой автономии для своих собратьев. Но ведь и кипрские греки, более благополучные, экономически крепкие, в конце концов, члены ЕС, спокойно на это смотреть не станут. Они уже продемонстрировали свою несговорчивость в 2004 году, когда под эгидой ООН был проведен референдум, на котором население территорий должно было высказать согласие или несогласие на вхождение двух общин в единое, но двухзональное государство. 65% турок-киприотов сказали «да», греки-киприоты в большинстве ответили «нет».
Здесь велосипед изобретать не приходится – для более активного формата движения навстречу требуется третья сторона. Но кто справится с этой ролью? Главный и фактически единственный покровитель северян Турция безуспешно исполняет ее три с лишним десятка лет. Расширенная и объединенная Европа не предложила ничего прорывного на этом направлении. Явное охлаждение и турецкой, и греческой сторон по отношению к США вычеркивает Штаты из списка основных акторов. Между тем для поиска альтернативного посредника далеко ходить не надо. Это понимают на Кипре в одинаковой мере, возлагая серьезные надежды на Москву. И сейчас уместно также сказать: «Момент настал!» По мнению лидера турок-киприотов Талата, Российская Федерация, как член Совета Безопасности ООН, способна дать свой рецепт лечения застарелой «болячки» на карте Средиземноморья. Есть основания полагать, что на майской встрече глав государств России и Турции в Анкаре проблема Кипра будет рассматриваться как составная часть турецко-российского стратегического партнерства. Владимир Путин, будучи президентом, высказался на эту тему таким образом: «Первое, что мы должны сделать, это решить проблему с прекращением какой бы то ни было экономической изоляции одной из частей острова, создать условия для нормального взаимодействия между обеими частями Кипра и на этой базе создать условия для полной нормализации в интересах всех проживающих на острове». Не приходится сомневаться, что свое слово по поводу кипрского урегулирования скажет и Дмитрий Медведев.
Если все сложится удачно, Кипр способен стать площадкой, с которой возможно стартовать к другим территориальным спорам. От него ведь до Южного Кавказа рукой подать. Постепенный выход Северного Кипра из блокады может создать благоприятный для Нагорно-Карабахской Республики политический климат. Создавая прецедент «свершившегося факта», когда непризнанное государственное образование становится субъектом в первую очередь экономических и гуманитарных контактов, можно вызвать выгодный интерес у многих участников процесса. Подтверждения тому легко просматриваются на простом человеческом уровне: жители греческой Никосии, получая однодневные визы, перебираются в турецкую зону столицы Лефкошу, в огромных количествах скупают турецкий товар, не забывая при этом пообедать в ресторанах, поскольку в этой части все значительно дешевле, и благополучно возвращаются восвояси.
Причем «взаимовыгодное сотрудничество» происходит весьма дружелюбно. Но правда и в том, что эта благостная картинка местной жизни смазывается из-за нерешенности ключевого вопроса. Отсюда и казусы. Один островитянин совершил преступление в южной части и сбежал от наказания в северную. Полиция Северного Кипра запросила у своих греческих коллег его приметы для поимки, но те отказались от взаимодействия, считая правоохранительные органы ТРСК нелегитимными. В результате преступник спокойно гуляет на свободе.
Нет ничего удивительного в том, что Анкара, кровно заинтересованная в правовом оформлении Турецкой Республики Северного Кипра, предпринимает усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования карабахского конфликта, пошла на сближение с Ереваном. Согласие государств открыть армяно-турецкую границу – знаковый политический поступок. Ведь закрытая граница это нонсенс. Жителям любой территории должна быть предоставлена возможность связаться с остальным миром.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции