Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
С тех пор, как человечество изобрело управляемые летательные аппараты, появились и первые средства защиты от них. 11 апреля, в день праздника Противовоздушной обороны (ПВО), уместно вспомнить историю развития зенитных войск в России.
Катализатором для их создания послужила Первая мировая война, в которой немцы активно применяли как аэропланы, так и цеппелины. Последние германская армия использовала не только для разведки, но и как бомбардировщики. Как отмечал германский адмирал Рейнхард Шеер, «из всех средств, примененных в войне, они явились первым средством, с помощью которого удалось потревожить англичан на их острове, заставив усомниться в своей неуязвимости и пустить в ход огромные средства защиты».
К началу войны русское командование, впрочем, как и союзники России по Антанте, не имело специальных частей по борьбе с воздушным врагом. Их начали формировать только в начале 1915 года. Командиром первой батареи был назначен капитан Василий Тарнавский, один из энтузиастов и пионеров зенитной артиллерии (в частности, им была спроектирована зенитная 76,2-мм пушка). Вскоре ему представился случай отличиться: 17 июня 1915 года его батарея, отражая налет девяти немецких самолетов, сбила два из них, открыв тем самым счет летающих объектов противника, уничтоженных отечественной зенитной артиллерией.
Для борьбы с самолетами наиболее массово применялись обычные полевые «трехдюймовки» образца 1900 года, которые устанавливались либо в специально отрытые ямы, куда опускался лафет или на специальный тумбовый станок для возвышения дула орудия. Были и передвижные батареи - на конной тяге или автомобилях. Всего же за годы Первой мировой была сформирована 251 зенитная батарея.
Во время гражданской войны новый вид артиллерии применялся довольно редко, в силу того, что у противоборствующих сторон было немного авиации. Советской власти долгое время просто было не до противовоздушной обороны. Не смутила отечественных военачальников и популярная в 1920-30 годы доктрина итальянского генерала Джулио Дуэ, согласно которой победу в будущей войне можно одержать с помощью одной авиации. По мысли генерала, ВВС, завоевав господство в воздухе, смогут наносить наземному противнику удары такой силы, которые уничтожат его материальные и моральные возможности оказывать сопротивление.
По сути дела, до начала Второй мировой войны, ПВО как отдельного рода войск так и не было создано. Подразделения, части и соединения ПВО, как стационарные, так и войсковые, подчинялись командующим военных округов через помощников начальника артиллерии по ПВО.
С конца 30-х годов, когда начались военные конфликты с японцами, а затем, война с финнами, значение зенитных войск резко возросло. В войска стали поступать новые образцы вооружения: 76,2-мм зенитная пушка (обр. 1938 г.), 85-мм полуавтоматическая зенитная пушка, 37-мм автоматическая зенитная пушка (АЗП), 25-мм автоматическая зенитная пушка, 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК.
Однако основной «экзамен» у отечественных зенитчиков приняла Великая Отечественная война. Первые же месяцы сражений показали, что Дуэ во многом был прав. Недостаточность зенитной обороны неоднократно оборачивалась для советских войск поражением. В отличие от войсковых зенитчиков, их «стационарные» коллеги показали более высокие результаты. В частности, за время всех налетов на Москву преодолели систему ПВО столицы и прорвались к городу 229 вражеских самолетов, а 1305 самолетов было уничтожено.
Неудачи 1941 года потребовали коренной перестройки в управлении. 2 июня 1942 года все наземные части и подразделения ПВО, действовавшие в составе фронтов, были подчинены начальнику артиллерии Красной Армии и начальникам артиллерии фронтов и армий.
Таким образом, было ликвидировано двойственное подчинение частей и подразделений войсковой ПВО. С осени 1942 года началось формирование зенитных артиллерийских дивизий резерва Верховного главнокомандования (РВГК), две из которых приняли активное участие в Сталинградской битве. Они, в частности, нанесли серьезный урон вражеской транспортной авиации, пытавшейся навести «воздушный мост» для помощи окруженной группировки Паулюса.
К началу 1944 года каждый из фронтов имел в своем составе от 9 до 12 зенитных артиллерийских дивизий и 10-15 зенитных артиллерийских полков. На заключительном этапе войска фронтов прикрывали 61 зенитная артиллерийская дивизия РВГК, 192 зенитных артиллерийских полка малого калибра, 97 отдельных дивизионов РВГК, которые в своем составе насчитывали около 11 тысяч зенитных орудий. Уничтожив за время войны более двадцати тысяч вражеских самолетов, соединения и части ПВО внесли весомый вклад в разгром врага. Любопытно, что самый результативный пилот всех времен и народов, майор люфтваффе Эрих Хартманн (на счету которого 352 победы) был сбит в общей сложности 15 раз. И каждый раз - зенитным огнем.
Однако в отдельный род войск ПВО превратилось только 16 августа 1958 года, когда стало понятно, что в условиях «холодной войны» для защиты страны требуются новые подходы. Начиналось формирование первых зенитно-ракетных полков, в войска стали поступать на вооружение переносные зенитно-ракетные комплексы. Все это активно использовалось в локальных войнах по всему миру. В частности, во Вьетнаме американцы потеряли более 1300 боевых самолетов.
В настоящее время основу противовоздушной обороны России составляют такие высокоточные системы и комплексы, как С-300В, «Бук-М1», «Тор-М1», «Оса-АКМ», «Тунгуска-М1», способные поражать как аэродинамические, так и баллистические цели, крылатые ракеты, средства воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы. Начинает поступать на вооружение комплекс С-400 «Триумф», способный уничтожать цели на дальности до 400 километров. В разработке система С-500, которая будет способна не только сбивать ракеты средней дальности, но и поражать объекты в ближнем космосе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции