Рейтинг@Mail.ru
Кинобизнес по-русски: без фильмов и бизнеса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кинобизнес по-русски: без фильмов и бизнеса

Читать ria.ru в
Дзен
Согласно новой системе государственной поддержки кино госсредства, которыми раньше распоряжался Минкульт, передаются в созданный в конце 2009 года федеральный Фонд специальной и экономической поддержки отечественного кинематографа.

Обозреватель отдела культуры Мария Ганиянц.

Согласно новой системе государственной поддержки кино госсредства, которыми раньше распоряжался Минкульт, передаются в созданный в конце 2009 года федеральный Фонд специальной и экономической поддержки отечественного кинематографа. В распоряжение Фонда поступило 2,8 миллиарда рублей: 800 тысяч оставили на социально значимые проекты, а 2 миллиарда поделили поровну между восемью компаниями - по 250 миллионов рублей (около 8 миллионов долларов) на брата. Сумма внушительная, если учесть, что средний бюджет картины сегодня (спасибо кризису) составляет 2 миллиона долларов. В число избранных вошли «Дирекция кино» (то есть, «Первый канал), «Тритэ» Никиты Михалкова, «Централ Партнершип» (холдинг «Проф-медиа»), «Профит» Игоря Толстунова, принадлежащая Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому Art Pictures, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун» Валерия Тодоровского. Возможно, что спустя два года в список внесут какие-то изменения.

К удивлению многих, за бортом оказалась Russian World Studios (принадлежит АФК «Система»), не вошли в число финалистов и две компании, выпустившие единственные за весь прошлый год прибыльные ленты - «Реал-Дакота» Рената Давлетьярова и Александра Котлевского («Любовь-морковь 2», собравшая 517,5 миллионов рублей при производственном бюджете 84,8 миллиона) и «Леополис» Георгия Малкова («Любовь в большом городе», принесшая прокатчикам 326 миллионов рублей при производственном бюджете 95 миллионов рублей). При этом, правда, следует учитывать, что не вся прибыль достается продюсерам: 50% от сборов получают кинотеатры, и еще около 7% - дистрибьюторы.

Отдай миллион

Разговоры о переменах в сфере финансирования кино велись давно, и в их необходимости никто не сомневался. «За 15 лет существования господдержки было произведено порядка 1500 фильмов, из них только 40 оказались успешными в прокате», - рассказал РИА Новости редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров.

При этом министерство культуры тратило на поддержку всех видов кино около 100 миллионов долларов ежегодно: объем безвозмездной государственной финансовой поддержки, по данным самого ведомства, в 2003 году составил 1,54 миллиарда рублей, в 2004 году - 1,83 миллиарда рублей, в 2005 - 2,09 миллиарда рублей, в 2006 - 2,36 миллиарда рублей, в 2007 - 2,64 миллиарда рублей, в 2008 - 2,74 миллиарда рублей, в 2009 - 3,4 миллиарда рублей.

В среднем, как признавались продюсеры, получалось примерно по 1 миллиону долларов на фильм; прочие средства продюсеры изыскивали из частных средств. Мотивация инвесторов могла быть самой разной, но мало кто из них рассчитывал на возврат средств и тем более на прибыль. Если дополнительных денег не находилось, картина тихо умирала, не дожив даже до стадии съемок.

«Начиная с 2000 года около 600 лент не дошли до экранов по различным причинам: не были закончены, не хватило денег на звук или пост-продакшн, или средства были попросту разворованы», - объяснил РИА Новости Сергей Лавров.

Даже из тех фильмов, которые удавалось завершить, в широкий прокат выходили лишь 80-90 в год; остальные регистрировались и показывались на паре-тройке сеансов. Кассу делали 3-5 фильмов, а прибыль приносило не больше двух.

К примеру, в 2009 году расклад выглядел следующим образом: в кассовые лидеры выбились «Обитаемый остров. Фильм первый», «Тарас Бульба. Запорожская Сечь», «Каникулы строгого режима», «Стиляги», «Самый лучший фильм-2», «Любовь-морковь 2» и «Любовь в большом городе», причем только причем только две последних картины принесли своим создателям прибыль (135 и 43 миллиона соответственно).
Остальные лидеры оказались в минусе: «Обитаемый остров» собрал 644 миллиона при бюджете 400 миллионов, «Тарас Бульба» выручил 575 миллионов, а стоил 516 миллионов.

Однако терять халявный миллион не хотелось никому, и когда в сентябре 2008 года Минкульт предложил изменить правила и распределять деньги исключительно между избранными, в Гильдии продюсеров, где обсуждалась реформа, случилась настоящая битва. Главная претензия кинопроизводителей заключалась в том, что, отменяя равную для всех поддержку проектов, государство вводит нерыночные механизмы, которые приведут к сосредоточению огромных денег в руках нескольких компаний и появлению привилегированных игроков на рынке. А это, в свою очередь, нанесет непоправимый удар по небольшим студиям, делающим ставку на авторское кино и молодых режиссеров.

Не стесняясь в выражениях, присутствовавшие продюсеры нападали на Сергея Сельянова (Никиты Михалкова и Федора Бондарчука на встрече не было) и обвиняли прорвавшихся в финалисты в том, что, используя «доступ к телам» руководителей страны, они решают собственные финансовые проблемы (бюджет «Утомленных солнцем-2» сверстан с небывалым для России финансовым размахом - он составляет, по данным СМИ, около 70 миллионов долларов).

Ни кино без власти, ни власти без кино

Мысль о том, что существование российского кинематографа без господдержки возможно, отечественным игрокам рынка в голову не приходила: кино наше на 90% убыточно.

По подсчетам компаний «Невафильм» и RFilms, производящие компании с начала 2006 года по середину 2009 инвестировали в кинопроизводство около 25 миллиардов рублей, а собрать в прокате за тот же период российские фильмы сумели лишь 15,1 миллиард рублей.

Причины известны: низкий доход населения, недостаток кинозалов (их в стране около двух тысяч), тотальное пиратство, которое отбирает львиную долю дохода производителей, запоздалое введение электронного билета.

Как пояснил РИА Новости Ренат Давлетьяров, господдержку можно будет убрать, когда будет «пять тысяч залов, а не в три раза меньше, как сейчас, и не будет кинопиратов». «Во всем мире доход от продажи DVD в полтора раза превышает доход от кинопроката. Как только эти два условия будут выполнены, я первый откажусь от поддержки, стану кредитоваться, получать прибыль, реинвестироваться и снимать», - добавил он.

В России же DVD не только не приносит прибыль, но и оттягивают на себя доход от проката, а борьба с пиратством ведется спазматически и неэффективно: закрытый для острастки портал torrents.ru всего за пару часов успел переехать на другой домен и спокойно заработать на новом месте.

А недавно наметилась и еще одна тревожная тенденция: падение интереса к отечественным фильмам, которые не выдерживают конкуренции с голливудскими блокбастерами.

Согласно подсчетам журнала «Кинобизнес сегодня», за период с 1 декабря 2008 года по 29 ноября 2009 года, то есть за весь 2009 кинопрокатный год, кассовые сборы в кинопрокате СНГ (за вычетом Украины) составили 736,2 миллиона долларов. 176 миллионов долларов, т.е. 23.9% от общей цифры, принесли российские картины. За аналогичный период 2008 года кассовые сборы в кинопрокате СНГ составили 830 миллионов долларов (за вычетом Украины), российские фильмы принесли из них 211, 5 миллионов долларов (25,5% от общих кассовых сборов). В 2007 кинопрокатном году совокупные сборы достигли отметки 565 миллионов долларов, а российские ленты принесли 148 миллионов долларов (26,3% от общего показателя). «Россияне готовы смотреть отечественное кино, но интерес к нему падает год от года, и на российские фильмы ходят все меньше», - отметил Сергей Лавров.

Назад в будущее

Так что же ждет отечественный кинематограф в результате реформы финансирования, которая многим представляется «аппаратной игрой» и «распилом госсредств», а на деле является лишь отражением экономической ситуации российского бизнеса в целом? Если во всем остальном мире приток и перераспределение капитала происходит через банковскую систему или фондовый рынок, то в России эта роль отводится государству.

Ренат Давлетьяров уверен, что «ничего, кроме позора и краха этой схемы через два года», не будет. Сам он признался, что, возможно, начнет снимать за границей, или во всяком случае на иностранные средства. Во всяком случае, свои последние ленты - «Любовь-Морковь 3» и «Моя семья» - он делал вместе с Казахстаном и с 20th Century Fox Film.

По мнению Сергея Лаврова, нынешняя реформа отбросит российское кино во времена сталинизма, в «эпоху малых картин», когда фильмов в год снималось меньше десятка, зато все они были ура-патриотическими. «Результат будет через два года, и он будет плачевным», - считает он.

Почти исчезнувшая в наши дни копродукция, возможно, - единственный выход для тех компаний, которым не досталось куска государственного пирога: ведь их знания, умения и опыт остались при них. А для тех компаний, которые не в состоянии реализовать себя без государственных субсидий, глава СТВ Сергей Сельянов предложил выход — кооперация с крупными игроками. «Если прийти к сильному продюсеру с интересным проектом и договориться о распределении прав и денег, то фильм на следующий день будет запущен», - отметил он в интервью РИА Новости.

Пессимизма в отношении будущего российского кино нет и у главы Sony Pictures Ent. Михаэля Шлихта. Как он объяснил РИА Новости, приучать российское кино к самостоятельности надо было давно, а затянувшаяся государственная помощь дала негативный результат.

Получается, что для паники особых причин нет - ведь существует какой-никакой российский бизнес, и кризис мы худо-бедно пережили, причем с меньшими потерями, чем те же США и Англия. Пусть теперь будет меньше фильмов, все равно народ смотрит не больше десятка отечественных картин. А гений себе дорогу всегда найдет, даже, если «слава и деньги» достанутся мейджорам.

Что же до зрителя, то он вряд ли заметит происходящие перемены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала