МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Масштабную персональную выставка Эрнста Неизвестного под названием "Возвращение в Манеж" планируется провести в ЦВЗ "Манеж" в конце 2010 года, сообщил в интервью РИА Новости организатор проекта Феликс Комаров, долгое время продававший работы художника в своей нью-йоркской галерее на Пятой Авеню.
"Надеюсь, что грандиозная персональная выставка работ Эрнста Неизвестного "Возвращение в Манеж" подарит ему возвращение в дни молодости", - сказал Комаров.
Он напомнил, что именно работы Неизвестного вызвали гнев Никиты Сергеевича Хрущева на знаменитой выставке художников-авангардистов в 1962 году.
По словам собеседника агентства, "когда говорят о Неизвестном, всегда вспоминают именно этот скандал с Хрущевым в Манеже. Однако сам художник любит напоминать, что был Неизвестным и прежде".
Получилось так, что именно Неизвестного выставили перед Хрущевым как лидера авангардистов. Глава государства назвал его произведения "дегенеративным искусством", обвинил художника в "искажении лиц советских людей". Скульптор боялся, что за этой беседой последует арест и ссылка, однако удалось отделаться принудительной психиатрической экспертизой.
По иронии судьбы, именно Неизвестному двенадцатью годами позже доверили надгробный памятник Хрущеву, до сих пор стоящий на Новодевичьем кладбище.
ФИЛОСОФ ФОРМЫ
Неизвестный - прежде всего монументалист, убежден Комаров, которого связывает с художником многолетняя дружба. Именно на монументальные работы он намерен сделать ставку, устраивая выставку в Москве.
"Он - философ, и самая главная его философия - это философия формы. Неизвестный гениальный мастер, монументалист. А монументалист должен видеть издалека и далеко, чтобы вписать свое творчество в пространство", - убежден собеседник агентства.
Комаров рассказал, что вокруг небольшого загородного дома художника на островке Шелтер расположен уникальный парк скульптур, каждая - 4-5 метров высотой.
"Под тяжестью многотонной бронзы они потихонечку оседают, вдавливаются в землю, в зеленую траву. Жалко только, что травка не московская", - добавил собеседник агентства.
"Эрнст Неизвестный говорит: если хочется дотронуться рукой, то это искусство. До его произведений дотронуться хочется", - заключил он.
По словам Комарова, в последнее время скульптор чувствует себя не очень хорошо, однако продолжает непрерывно работать.
"В данный момент он создает надгробие Михаилу Таничу. Это не просто надгробие, а выдающееся произведение: огромная книга, а через книгу прорастает букет роз. В одном из последних стихотворений Танича были строки про розы - возможно, оно и вдохновило Неизвестного", - рассказал он, выразив надежду, что памятник будет закончен ко дню рождения Танича, 15 сентября.
БУДУЩЕЕ В СКУЛЬПТУРЕ
Работы Неизвестного востребованы во всем мире: коллекционеры с завидным постоянством скупают на аукционах творения мастера - миниатюрные, монументальные и живописные. В шведском Уттесборге есть его музей, а в Египте на Асуанской плотине стоит одна из самых грандиозных скульптурных композиций в мире - его "Цветок лотоса".
По числу масштабных проектов на территории бывшего СССР Неизвестный может поспорить разве что с Зурабом Церетели. Некоторые произведения Неизвестный полностью или частично спонсировал из собственных средств: например, монумент "Память шахтерам Кузбасса", расположенный на Красной Горке, где в 1721 году рудознатец Михайло Волков открыл первые залежи угля, а в 1907 году был основан Кемеровский рудник, скульптор передал в дар Кузбассу.
Среди прочих произведений, установленных Неизвестным на родине, - 15-метровая "Маска скорби" в Магадане в память о жертвах сталинских репрессий; памятник жертвам депортации в Элисте; "Древо Жизни" в Москве, памятник Сергею Дягилеву в Перми.
Одна из самых известных его работ - созданная в 1994 году статуэтка ТЭФИ.
Сам художник, однако, считает, что в России его скульптур могло бы быть больше.
Отвечая на вопрос о причинах равнодушия коллекционеров к монументалистике, Комаров пояснил, что "скульптура, а монументальная - в особенности, не предмет первой жизненной необходимости: стоит она очень дорого - одно только производство обходится в сотни тысяч долларов, - а благотворительность в этой сфере пока не развита".
Галерист привел слова самого Эрнста, который утверждает, что в его парке скульптур одной только бронзы - на миллионы долларов.
Однако собеседник агентства выразил уверенность в том, что "мы вскоре придем к пониманию ценности скульптуры", и наследие Неизвестного будет востребовано.
БИОГРАФИЯ
Художник, философ и писатель Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1926 года в Свердловске. В 13 лет его направили в художественную школу для одаренных детей. В 1942 году он шестнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт, в апреле 1945-го получил тяжелое ранение, был объявлен погибшим и даже посмертно награжден орденом Красной Звезды, однако быстро нашелся среди живых.
После войны учился в Академии художеств в Риге, затем в Суриковском училище в Москве. В 1955 году стал членом Союза советских художников.
В 1956 году начал работу над проектом "Древо жизни", с 1958 года работал над серией "Гигантомахия". В 1959 году выиграл национальный конкурс на сооружение памятника Победе. В 1969 году Неизвестный выиграл международный конкурс на создание памятника на Асуанской плотине.
В 1976 году знаменитый художник и скульптор был вынужден эмигрировать сначала в Швейцарию, где сделал бронзовую голову Дмитрия Шостаковича для американского Центра исполнительских искусств имени Кеннеди, а в 1977 году переехал в США.
Благодаря рекомендациям Мстислава Ростроповича буквально на третий день пребывания в Штатах Неизвестный стал вращаться в самых элитарных кругах: он общался с Энди Уорхолом, Генри Киссинджером, Артуром Миллером, Джоном Рокфеллером, позже в Европе - с Жаном-Полем Сартром и даже с Папой Римским.
В 80-х годах ХХ века Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, по заказу которой он создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма. В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах - в частности, в калифорнийском Беркли.
Сейчас художник преподает в Колумбийском университете, пишет книги и статьи о синтезе в искусстве, активно работает: его произведения представлены почти во всех мировых музеях современного искусства; несколько его распятий хранятся в Ватикане.
Есть его работы и в частных коллекциях. Своих коллекционеров Неизвестный называет "мой клуб": в него входили Фидель Кастро, Марсель Марсо, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Арманд Хаммер, Ирвинг Стоун, Франсуа Миттеран, Кофи Аннан. В России произведения Неизвестного хранятся в семьях Бориса Ельцина и Андрея Вознесенского.