Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
8 апреля 2010 года в Праге Россия и США подписали новый договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Новый договор заменяет как подписанный в 1991 году СССР и США договор о СНВ-1, срок действия которого истек в декабре 2009 года спустя 15 лет после вступления договора в силу, так и подписанное в 2002 году соглашение РФ и США о СНП.
Как и сообщалось ранее, договор ограничивает ядерные потенциалы сторон цифрой в 1550 боевых зарядов. Число развернутых носителей – пусковых установок МБР, БРПЛ (баллистических ракет подводных лодок) и тяжелых бомбардировщиков ограничивается цифрой 700 для каждой из сторон. Суммарное число носителей, включая и неразвернутые, ограничивается 800.
Анализируя текст договора, можно выделить следующие аспекты, определяющие новую конфигурацию стратегического ядерного баланса:
1. В отличие от СНВ-1, в новом договоре отсутствуют ограничения на площадь и число районов боевого дежурства подвижных грунтовых ракетных комплексов (типа «Тополь», «Тополь-М», «Ярс»).
2. Договор вводит жесткое ограничение возвратного потенциала (неразвернутые носители) при серьезном сокращении общего потолка носителей, что в значительной мере нивелирует разницу в возможностях США и России по поддержанию своего ядерного потенциала.
3. Договор не ограничивает развитие систем ПРО США, признавая лишь существование взаимосвязи между оборонительными и наступательными вооружениями.
Россия оставляет за собой право выйти из договора в случае, если развитие американских систем ПРО будет представлять для нее угрозу. Это право оговаривается в специальном Заявлении, подписанном российской стороной одновременно с договором. Стороны также пришли к соглашению о том, что в настоящее время существующие системы ПРО не подрывают эффективность стратегических наступательных вооружений.
При этом следует отметить, что отсутствие ограничений на районы боевого дежурства мобильных комплексов практически исключает создание эффективной системы ПРО, способной перехватить ракеты этих комплексов в обозримой перспективе.
4. Стороны свободны в определении структуры ядерной триады (совокупность носителей воздушного, морского и наземного базирования), и могут развертывать новые типы ракет и других носителей, уведомляя друг друга. В этих условиях, помимо прочего, Россия может возобновить строительство железнодорожных ракетных комплексов.
5. В договоре отсутствуют ограничения на развертывание ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Это означает что Россия сохраняет группировку носителей типов РС-20 и РС-18, а также может разрабатывать новые ракеты с РГЧ ИН.
6. Договор запрещает базирование СНВ вне национальных территорий сторон. Это гарантирует мир от повторения инцидентов, подобных Карибскому кризису, и в значительной мере облегчает контроль за стратегическими вооружениями друг друга.
7. Нужно иметь в виду, что юридическое ограничение числа зарядов в 1550 единиц не будет соответствовать их фактическому числу. Это связано с тем, что договор устанавливает новые правила зачета ядерных зарядов за тяжелыми бомбардировщиками, за каждым из которых теперь числится один заряд. При этом фактическое число зарядов, которые может нести бомбардировщик, составляет в зависимости от типа от 12 до 24 ракет или бомб. Таким образом, реальное число боевых зарядов для каждой из сторон будет составлять примерно 2100 для России, и около 2400 для США, располагающих несколько большим числом тяжелых машин. Данный разрыв будет сокращаться по мере вывода американских бомбардировщиков B-1B из состава ядерных сил и их переоборудования под неядерные вооружения, которое исключает применение с них ядерного оружия без длительного обратного переоборудования.
Помимо Договора, стороны подписали протокол к нему, который расшифровывает термины договора и устанавливает новые процедуры контроля за его выполнением. Этот объемный документ еще предстоит изучить, но первое впечатление говорит о тщательной работе обеих команд переговорщиков, максимально уточнивших позиции сторон во избежание любых возможных неясностей.
В целом, подытоживая тему, можно согласиться с тем, что подписание договора о СНВ стало одинаково выгодным как для США, так и для РФ. Этот документ может служить образцом для прочих ядерных держав, от которых теперь ждут присоединения к российско-американским соглашениям. Это касается не только прочих стран «большой ядерной пятерки»: Франции, Великобритании и Китая, располагающих на сегодняшний день в совокупности несколькими сотнями ядерных зарядов на стратегических носителях, но и других ядерных держав: Индии, Пакистана, Израиля. Как подчеркнули президенты США и России при подписании договора, дальнейшее сокращение ядерного вооружения невозможно без участия всех стран, им обладающих. Кроме того, при дальнейшем сокращении СНВ все большую роль начинает играть договор о нераспространении ядерного оружия, который должен исключить появление в мире новых ядерных держав. Говоря о таких державах оба президента прежде всего упомянули об Иране, пригрозив иранскому руководству санкциями со стороны Совета Безопасности ООН.
Новый договор, однако, только подписан. Ему еще предстоит пройти процедуру ратификации, которая в США может обернуться заметными трудностями, учитывая неприятие нового соглашения и в целом курса американской администрации на сотрудничество с Россией многими американскими политиками, в том числе и уровня Сената. Будет ли подписанный документ жизнеспособным – покажет ближайшая осень, когда законодательные органы обеих стран приступят к его ратификации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции